Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

По достижении определенного возраста работать над детской речью становится сложнее

Психофизиолог Виктория Ефимова уверена, что после того, как ребенок перешагнет шестилетний возрастной рубеж, справиться с картавостью будет сложнее.

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

«Картавит — ну, и что, пойдет в школу, научится» — примерно так рассуждают некоторые родители, умиляясь над тем, как не выговаривает слова ребенок.

Как понять, что проблема есть

«Нарушения речи сигнализируют от том, что мозг не справляется со своей работой по какой-то причине, — объясняет Виктория Ефимова. — Ведь если ребенок развивается без особенностей, его не приходится учить говорить. Это происходит как будто само собой».

Именно поэтому, по ее словам, дикцию ребенка лучше не запускать — выправить ее стоит до 6-7 лет. Логопеды уверены, что это критический возраст, после которого ребенку сложнее научиться говорить правильно и чисто.

Так, для ребенка 5-6 лет, речевой аппарат которого развивается типично, нормально искажать или не выговаривать звуки «р» и «л». Бояться этого не стоит — эту проблему можно решить часто даже без логопеда. Насторожиться нужно, если сын или дочь тасуют слоги в словах или проглатывают часть слова.

К примеру, срочно к логопеду нужно, если ребенок говорит «га», а не «да», и «тутлой» называет «куклу». Важно быть внимательным: практика показывает, что мать с отцом часто не слышат, что именно ребенок произносит не так: слух как бы замыливается. Именно поэтому лучше проконсультироваться с логопедом.

Почему к 1 классу дикция должна быть хорошей

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

Виктория Ефимова предостерегает родителей от того, чтобы отправлять в школу ребенка с серьезными проблемами с речью: они неминуемо отразятся на его успеваемости.

«Как правило, если ребенок к школе не осваивает правильное звукопроизношение, есть риск, что и с письменной речью будут проблемы, — объясняет врач. — Возможно, он не только неправильно произносит какие-то звуки, но и слышит их искаженно. Поэтому будет трудно воспринимать информацию на слух в школе».

К слову, на проблемы с речью могут повлиять самые разные факторы: от наследственности, внутриутробного развития до социальных взаимодействий ребенка. Однако важно вовремя поставить речь — даже врожденные проблемы можно компенсировать из-за пластичности детского мозга до 6 лет.

Так, чтобы исправить дефекты в речи, можно отправить ребенка в логопедический сад. А если нарушения тяжелые, могут потребоваться дополнительные индивидуальные занятия со специалистами. В отдельных случаях советуют медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции — но такого рода рекомендации должен давать в том числе невролог.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения