В год и четыре месяца Матвей впервые пытается забраться в песочницу, где играют два его старших брата. Он хорошо видит Лизу и Эдика. Он знает, что делать. Сначала надо поднять одну ногу, затем другую. Ничего сложного. И вдруг — бах! Неожиданно он опрокидывается и оказывается на земле. Раздается громкий возмущенный крик: Матвей пинает ногой свое ведерко, размахивает лопаткой. Он хочет туда попасть! Чтобы успокоить его, няне требуется вся ее нежность и доброта…
Трудно принять свои границы возможного
Между 1 и 2 годами дети очень быстро растут. Они хотят все делать самостоятельно: надевать ботинки, пользоваться ножом, причесываться… Они уже понимают умом, что нужно делать, но движения их пока несовершенны… это и порождает комплекс фрустрации. Дети в этом возрасте находятся между двумя мирами: у них пока еще, как и у младенцев, присутствует ощущение всемогущества. Груднички думают, что могут получить все. Они плачут? Им дают грудь или бутылочку. В дальнейшем это представление сохраняется, но желания у детей уже другие. Когда они начинают ходить, их сфера познания значительно расширяется. Им хочется все узнать, все потрогать. Взрослые — их модель поведения, они хотят делать все, как взрослые, то есть они ставят себе слишком высокую планку. Отсюда и несоответствие между их желаниями и реальностью.
Часто у детей возникает ощущение, что они способны самостоятельно справиться со всеми ежедневными делами — одеться, причесаться, построить высокую башню из кубиков, вставить квадратную форму в треугольную выемку… Они ставят себе непосильные задачи. Та же проблема с общением. «В этом возрасте словарь ребенка ежедневно расширяется. Малыш уже точно знает, что хочет сказать… Но у него не получается!». В первую очередь, это огорчает родителей. Мы просим ребенка повторить то, что он сказал, еще и еще… Но все равно ничего не понимаем! В этом случае бесполезно настаивать, так вы еще больше расстраиваете ребенка. Лучше сделать вид, что вы все поняли, или отвлечь его внимание на что-то другое.
Работа на зрителя
Когда вы чувствуете, что малыш недоволен и начинает сердиться, попробуйте немного отстраниться, чтобы не дать ему возможность устроить спектакль. Или попробуйте отвлечь его на другое занятие. Всегда найдется, что делать — почитать книжку, поесть, пойти в парк… Или просто послушать считалочку. В этом возрасте малыш быстро взрывается, но так же быстро успокаивается.
Ничего не делать за ребенка
Невнятная речь также не позволяет ребенку справиться со своими чувствами. Немного позже, около двух-двух с половиной лет, малыш научится сдерживать свой гнев. Но пока он на это не способен… Поэтому ребенок 1-2 лет не может сдержать малейшие проявления своих чувств. Родителям придется к этому приспособиться! Но часто «родители реагируют на поведение ребенка противоречиво. Мама может приняться делать все за малыша, чтобы хоть немного облегчить его комплекс фрустрации, а папа, наоборот, станет подначивать его: «Давай, у тебя все получится».
Но и в том, и в другом случае такое поведение — не идеальный выход из положения. Если в этом возрасте родители делают все за своего ребенка, у него может невольно пропасть всякое любопытство и желание стать взрослым. А если полностью предоставить малыша самому себе, мы рискуем поставить его в сложную ситуацию и понизить его самооценку.
удобства для
Необходимо различать «большое «нет» — запрет, который гарантирует безопасность ребенка (не играть с ножом, не взбираться на лестницу в библиотеке…) и «маленькое «нет» (запрет для удобства родителей). Последнего следует избегать, чтобы не усиливать у ребенка фрустрацию.
Совсем немного помочь
Правильное поведение — найти золотую середину между этими двумя крайностями. Дайте малышу возможность попробовать сделать то, что он хочет… Даже когда он раздражается из-за того, что у него ничего не получается. Он начинает нервничать? Найдите слова, чтобы облегчить его фрустрацию. В этом возрасте, когда малыш с трудом осваивает речь, простые слова могут воздействовать, как бальзам, и помочь ребенку не поддаться эмоциям. Если приступ гнева не проходит, и одних слов недостаточно, возьмите ребенка на руки. Он почувствует себя «запертым» в ваших объятиях, и не даст выход гневу.
И, наконец, если ребенок слишком рано наталкивается на границы возможного, немного помогите ему, советует психолог. Помогите ему попасть в рукав курточки, открыть кран, положив свою руку на его, правильно поставьте перед ним ботинки, а потом похвалите: «Молодец! Вот видишь, у тебя получилось, как у взрослого!» А еще — почему бы не опуститься на его уровень? Ведь взрослые или родители — абсолютные модели поведения для малыша! Он повторяет все их движения, и не нужно ничего за него делать. Можно устроиться рядом и начать строить башню из кубиков, комментируя свои действия и объясняя, что нужно делать, чтобы она не развалилась. Вот увидите, малыш будет быстро все схватывать, и его комплекс фрустрации исчезнет без следа.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на