Каковы шансы на жизнь у младенца с весом 700-800 граммов? Еще 20 лет назад они были нулевыми. Но сегодня врачи способны выходить малышей даже весом в полкило. Для одних такие достижения медицины — настоящее чудо, для других — тема для споров.
Есть мнение, что не нужно спасать детей, рожденных на ранних сроках, считается, что у них мало шансов вырасти здоровыми и жить полноценной жизнью. Тем, кто так думает, стоит посмотреть фотопроект петербургского фотографа Полины Шереметьевой «Навстречу миру».
Полина показала, как изменились дети, рожденные с весом от 700 граммов. Глядя на счастливые лица подросших малышей, сложно представить, что когда-то они были на грани жизни и смерти, дышали и питались через трубку, лежали в специальном боксе, а не в маминых объятиях.
Этим проектом фотограф хотела поддержать молодых мам, у которых родились недоношенные дети.
«Хочется по-дружески обнять их, успокоить и дать понять: „Все будет хорошо!“, — говорит Полина. — На фотоработах изображено будущее, которое уже наступило — эти детки выросли, у них все прекрасно, и ужасы первых дней забыты как страшный сон».
Специально для проекта Полина попросила мам малышей рассказать их непростые истории.
Светлана, вес при рождении: 730 г
«Это Светлана, наш второй ребенок, такая внезапная и сильная, — говорит мама Светы Мария. — Когда мне сказали, что нужно срочно рожать, земля ушла из под ног, слезы душили, но плакать было нельзя. После операции услышала ее первый крик и, немного успокоившись, отключилась. На следующий день мы впервые увиделись. 32 см, 730 граммов, 5/7 по шкале Апгар, рождена в 29 недель и 1 день. Маленькая и красная, она шевелила тоненькими ножками.
Было очень обидно, больно и стыдно. Но бесконечно нежно при взгляде на дочь. И страшно, страшно было еще очень долго, даже сейчас иногда.
Потом была реанимация: дни с ней, ночи дома, поездки с разъедающими душу мыслями, бесконечные сцеживания, первые объятия по методу кенгуру, пневмония в реанимации, снова трубки, снова капельницы, первые достижения, первые шапочки и носочки. Так прошло два долгих месяца в реанимации и еще полтора месяца в отделении патологии новорожденных.
Выписывались с весом 2200 и ростом 47 см. Она все преодолела. Конечно, еще месяцы и, возможно, годы наблюдения у врачей, но мы дома, она улыбается брату и спит у папы на руках, с любовью прижимается ко мне.
Верьте в своих детей, ищите информацию по реабилитации и по уходу за ранними малышами, распечатывайте картинки, говорите с детьми. Иногда отдыхайте и не вините себя».
Василий и Ульяна, вес при рождении: 840 и 1280 г
«Мои малыши родились на 30 неделе, — рассказывает мама Ксения. — Через неделю из реанимации роддома их отправили в детскую больницу, где мы провели три месяца.
То время я практически не помню. Было очень тяжело. Три месяца слились в один день. Я ездила к ним к 9 утра и уезжала в 18.00. Без выходных, каждый день. Первые 2 месяца они лежали на разных отделениях: сын в интенсиве, дочка на обычном. Помню, я постоянно носилась между этажами, чтобы успеть побыть, и с одним, и с другим.
Выписывались мы с весом 2 и 2,5 кг. «Что, серьезно? Теперь дети точно мои? Я могу забрать их домой?», — такие были у меня чувства. И, конечно, чувство облегчения, что мои дети справились. А еще я могла их обнимать, целовать сколько захочу. Сейчас Уле и Васе почти 4 года. Они настоящие герои! Смогли, справились со всеми трудностями и теперь ничем не отличаются от своих сверстников».
Анна и Артемий, вес при рождении: 1350 и 1850 г
«Мои дети решили родиться на 33-й неделе. Мы встретились в 5 утра, — рассказывает Елена. — Помню, услышала, как они громко закричали, один за другим, и уже тогда решила, что все хорошо будет. Помню свое замешательство, когда приходила в первые два дня к ним в реанимацию, смотрела на них, когда они лежали в кювезах, и не понимала, что это мои детки. На третий день их перевели в реанимацию детской больницы. Начались мои «путешествия» каждое утро и вечер с одного конца города в другой.
Как же страшно их было брать на руки, какие они были маленькие и хрупкие, но так сильно хотелось прижать их к себе.
Как я искренне радовалась, когда видела растущие цифры на весах, когда малыши стали сами дышать, начали пить из бутылочки.
Главное верить в деток, верить, что они сильные, что слышат вас, и постоянно говорить с ними, давать им чувствовать вашу любовь и заботу. Сейчас Теме с Аней 3 года 4 месяца, по развитию ничуть не отстают от сверстников, сильные и упертые по характеру, мои маленькие герои».
Кира, вес при рождении: 1690 г
«В 2012 году я родила дочь Киру, — рассказывает мама Маргарита. — Был резкий гестоз, угроза жизни матери и ребенка, поэтому на 34 неделе сделали кесарево сечение. Потом еще месяц больницы… Сейчас Кире уже 7 лет. Она большая умница, талантливая, добрая и безумно нежная девочка».
Полина, вес при рождении: 1650 г
«Беременность была долгожданная и не очень легкая, — говорит мама Ксения. — С первых дней и до появления малышки меня мучил токсикоз, в последствии он перешел в гестоз тяжелой степени. Продлить беременность было невозможно. Полиночка появилась на 34 неделе. Доченьку встретил папа. Ее положили ему на грудь. Я была без сознания, операция была под общим наркозом.
Сейчас нашей дочери целый год! Это жизнерадостный, активный, здоровый ребенок. Не позволяйте себе думать, что ваш малыш не такой как все. Он боец!»
Евгения, вес при рождении: 1140 г
«Беременность была тревожной, с первого скрининга показатели выходили за нормы. На 12-й неделе началось кровотечение, и в полной уверенности, что произошел выкидыш, мы поехали на УЗИ. Но у нашей малышки были другие планы.
Неделя на сохранении, и это было только начало нашего долгого пути к выживанию. На 29 неделе начались схватки.
Дальше скорая, каталка, длинный коридор с моргающими лампочками и все, как в тумане. Вот так один из самых счастливых дней в моей жизни, стал самым страшным.
Дальше месяц реанимации, борьба за жизнь и некротирующий энтероколит (воспаление кишечной стенки с последующим ее некрозом. — Прим. ред.) Месяц интенсивной терапии, и снова страшный диагноз — ЗАРН (задняя агрессивная ретинопатия недоношенных — поражение сетчатки глаза. — Прим. ред.) Операция на глаза. Месяц общего отделения и повторная операция. И, наконец, нас отпускают домой.
Хочется пожелать вновь родившим мамам недоношенных деток, никогда не терять веру, несмотря на диагнозы врачей. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, но если он не будет чувствовать родительскую любовь и поддержку, он может не справиться в одиночку».
Ева, вес при рождении: 1635 г.
«Моя беременность проходила легко, без токсикозов. Но однажды я весь день плохо себя чувствовала: тошнота, головокружение, малышка в животике беспокоилась, — вспоминает мама девочки Надежда. — Я померила давление — 190 вместо обычных 90! Мы приехали в роддом, где всю ночь я провела в реанимации.
Давление не снижалось, и было принято решение делать ЭКС. Меня успокоила врач. Она сказала обычные, но такие важные слова — что все будет хорошо, деток выхаживают и на меньшем сроке.
Первым на руки нашу доченьку взял муж, всю такую маленькую, сморщенную, всю в трубочках и с огромными глазами.
Первую неделю я ревела без остановки у кувеза, не понимая, что будет дальше. Кушала малышка через зонд, а так хотелось кормить ее самой, прижимая к себе.
А потом состояние дочки резко ухудшилось — врачи выявили инфекцию. Как оказалось, наша борьба за жизнь только началась. Мы прошли через многое — снова реанимация, 4 дня на аппарате ИВЛ, огромное число бесконечных анализов, серьезные препараты, от инструкции которых я ревела по несколько часов, но ее спасли!»
Мирослав, вес при рождении: 2040 г, Влад и Лада, вес при рождении: 960 и 930 г
«У меня трое детей, и все родились раньше срока, — рассказывает многодетная мама Вера. — Старшие двойняшки появились с помощью ЭКО. Проблемы начались в 24 недели беременности. Спустя месяц родились Влад и Лада. Влад сразу запищал, а Лада даже не смогла вздохнуть. Через три часа после родов у дочери начались судороги. Низкий поклон врачам роддома за спасение моих детей!
В первые же сутки их перевезли в реанимацию детской больницы. Больница находилась на другом конце города, а пускали нас всего на 15 минут.
Спустя почти месяц разрешили совместное пребывание. А еще через месяц нас выписали. Сейчас деткам по 6 лет, самый трудный был первый год, много чего довелось пережить.
А в 2016 году родился Мирослав с весом 2040 г. На 9-е сутки после родов были уже дома. Но в три месяца у Мирика начались судороги. Проходили обследования — диагноза так и нет. Сейчас все хорошо, ему 3 годика. Он активный и сообразительный».
Степан, вес при рождении: 2300 г
«Никогда не думала, что это коснется меня… Я работаю в роддоме с 2002 года, принимаю детишек, среди них есть и недоношенные малыши. И вот у меня самой родился недоношенный ребенок — на 33 неделе, — рассказывает мама Елена.
Это наш второй и очень долгожданный малыш — разница между детьми чуть больше 11 лет. Беременность протекала тяжело, в 33 недели у меня неожиданно отошли воды и обратного пути уже не было… Было очень страшно за сыночка, я молилась и надеялась на лучшее. И вот Степа родился. Его сразу забрали в детскую реанимацию.
Когда увидела его, не смогла сдержать слез. Он лежал такой маленький и беззащитный, весь в катетерах, трубочках и пластырях, но я знала, что мой мальчик сильный, и мы справимся! Я понимала, что плакать нельзя, так как малыш все чувствует. Я с ним разговаривала, говорила, как мы его ждали, как мы его любим, и что все будет хорошо.
На 11-е сутки нас выписали дальше все пошло на ура! За первый месяц прибавили 1500 г. Сейчас нашему Степе 2 года 7 месяцев. Он здоров и активен, физически и умственно развит. Мы очень его любим и балуем».
София, вес при рождении: 1940 г.
«Моя беременность была сказкой — прекрасное самочувствие и ничто не предвещало сложностей, — говорит Анна. — А после 32 недели начались проблемы с давлением. Увидев однажды 170, я вызвала скорую и оказалась в интенсивной терапии. Неделя под капельницей, но с малышкой все в порядке — я отделалась легким испугом и вернулась домой. Ровно через неделю давление было под 200. Снова скорая и роддом, где еще неделю пытались стабилизировать давление и продлить беременность. Но наша звездочка точно знала, что ее час пришел.
В конце 35 недели отошли воды, и нас с мужем забрали в родильное отделение. Родила я быстро, сама. У меня было высокое давление, но с малышкой все было отлично. Первый вздох, первый крик все сделала сама. Спустя 10 дней нас отпустили домой.
Конечно, было страшно! Она же такая крошка! Мы строго выполняли все рекомендации. Делали массаж, дома в ванне муж научился делать с дочкой водную гимнастику. В итоге уже в 1 месяц мы обгоняли ровесников и по весу, и по росту, и по развитию.
Сейчас Софье 1,4 года, она бегает порой быстрей меня, знает много слов, хитра, умна, очень любит танцевать и петь».
Больше полезных и интересных материалов для родителей — в нашем канале на