Быть мамой мальчика очень интересно. Вы узнаете так много о психологии противоположного пола, получите такой опыт, что это будет настоящим открытием. Вы увидите мир совершенно другими глазами, узнаете то, чего никогда не знали, и даже сделаете то, чего никогда не делали. Вот, например, если в своем детстве вы отворачивались и убегали, увидев червяка, то сейчас представится прекрасная возможность рассмотреть беспозвоночных во всех деталях. (Если не захотите, то все равно придется — вам же его принесут на палочке в самый неожиданный момент.) Никогда не интересовались, почему кукла открывает и закрывает глазки? Теперь увидите строение кукольного мозга воочию — мальчика вопрос «почему» будет мучить до тех пор, пока он не разберет голову до последнего волоска.
А еще быть мамой мальчика очень весело. Мальчики больше смеются, любят пошутить и подурачиться. Скучно не будет — это точно! С другой стороны, быть мамой мальчика сложнее. Собственный опыт, на который мы часто опираемся, поможет не всегда. «Я знаю, почему он так делает, я ведь тоже была ребенком», — думаете вы. Но вы были ребенком девочкой, а это совсем не то же самое, что быть ребенком мальчиком. Мальчики — они ведь совсем другие.
Как они устроены
Темпы развития, психофизиологические особенности, поведение мальчиков во многом отличаются от тех же показателей у девочек. Причем с самого рождения. Например, даже мальчики-младенцы не очень любят говорить. Девочки быстро реагируют на мамин голос, издают много звуков, активно «гулят» и, прежде чем заплакать, будут привлекать внимание взрослых другими речевыми способами. А мальчики будут очень внимательно на маму смотреть, следить за ней глазами, двигать ручками и ножками, но — молча. И успокоить мальчика с помощью слов бывает сложнее. Песенки, веселое улюлюканье или, наоборот, тихий шепот — мальчики на любые интонации реагируют гораздо слабее девочек. Зато лучше воспринимают телесный контакт.
Совсем маленького мальчика проще успокоить, если взять его на ручки, ласково потормошить, покачать. Маленькие девочки любят рассматривать картинки с лицами людей, а у мальчиков это может вызвать даже недовольство. Мальчики хуже приспосабливаются к новым условиям и любят, чтобы их окружали одни и те же люди, одни и те же вещи. Эта особенность проявляется на первом году жизни, но сохраняется и позже. Поход в садик, переезд, новые люди в семье — все это для мальчиков бывает сильным стрессом. Им всегда нужен более длительный срок, чтобы к новым условиям привыкнуть. А вот чувство страха они испытывают, по сравнению с девочками, в меньшей степени.
У мальчиков нет способности так же быстро оценивать ситуацию, поэтому они не всегда даже замечают то, что могло бы вызвать страх. К тому же у них не такой острый слух и большая терпимость к шуму. Маленькие мальчики демонстрируют бесстрашие, например, перед грозой или звуком взлетающего самолета. У мальчиков высокая двигательная активность. Им чуть ли не с рождения нравятся экстремальные развлечения вроде подбрасывания в воздух или быстрой езды. Ограничения в таких занятиях и в шумных играх (их мальчики тоже очень уважают) обычно действуют подавляюще, а совсем не уравновешивают.
Если говорить о развитии вообще, то оно идет неравномерно. Периоды бурного роста, прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. То же самое наблюдается и в психологическом развитии. Мальчик может долго не говорить, не будет произносить и двух слов, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу. У мальчиков вообще больше отклонений в развитии. Отклонений не в смысле «хуже», а в смысле несовпадений с некоей существующей нормой. Если вы прочитали, что в таком-то возрасте ребенок должен обладать такими-то умениями, то это не значит, что конкретно ваш ребенок будет ими обладать.
Развитие всех детей вообще (и мальчиков, и девочек) может отличаться своеобразием, но мальчиков это касается в большей степени. Такая у них миссия. Природа именно на мужчинах отрабатывает все «новинки» эволюции, чтобы найти что-то более позитивное и прогрессивное. Разброс врожденных признаков у мужского пола гораздо больше, чем у женского, у них больше и полезных, и вредных отклонений. Мальчики рождаются менее зрелыми, и с возрастом эта разница еще увеличится. К школьному возрасту она достигнет почти года, а к периоду половой зрелости — двух лет. Это касается не только зрелости психофизиологической, но и социальной. Мальчики дольше остаются детьми — с непосредственными реакциями, интересами, способами общения. Все это надо учитывать в процессе воспитания, потому что изменить — невозможно.
Кто будет воспитывать?
Во многих традиционных культурах маленьких мальчиков воспитывают в два этапа. Сначала ими занимаются женщины — мама, бабушка и ближайшие родственницы. Потом, в шесть-семь лет, происходит передача прав и обязанностей отцу. Теперь только он решает все воспитательные вопросы, и женщины не должны вмешиваться или противоречить. С точки зрения мамы европейской (да, наверное, и любой другой, не принадлежащей к традиционным культурам), этот обычай несправедливый. Получается, что женщина, у которой родился мальчик, сразу знает: ее непосредственное участие в жизни ребенка будет недолгим — и воспитывает его с сознанием того, что вот-вот отберут. По отношению к маме это даже жестоко. А вот по отношению к самому мальчику на самом деле справедливо — если учесть его возрастные потребности и особенности развития. И именно такую схему воспитания (в общих чертах, в смысле родительского влияния) стоит признать правильной.
Раннее детство — период сильной привязанности к маме. Мальчики даже больше девочек нуждаются в непосредственном мамином присутствии, тяжелее переносят разлуку. Но, как только мальчику исполняется шесть лет, ситуация меняется. Теперь объектом привязанности становится отец. Мальчик ценит игры с ним, дорожит его участием в своей жизни. Шестилетний мальчик чувствует свою принадлежность к мужскому миру и благодаря отцу ведет себя в нем уверенно.
Мамам иногда бывает обидно, и они неосознанно стараются вернуть свое прежнее положение. «Ну чему хорошему можно научиться на футбольном матче? Склонению нецензурных слов? Нет уж, лучше я с ним погуляю», «На какую рыбалку вы собрались? На-учитесь сначала носки свои складывать». Хотя разногласия по поводу воспитания мальчика обычно начинаются раньше — еще во время его привязанности к маме.
«Ну что это? — говорит презрительно папа, видя, как мама вытирает сыну слезы платком. — Ты же мужик, ты плакать не должен. И тем более сморкаться в платок с розочкой не должен».
Сын плачет еще громче — теперь еще и от обиды, а мама еще сильнее прижимает его к себе.
«Он станет маменькиным сынком», — предупреждает папа.
«Может, наш ребенок особенный, не такой, как все, и ему надо больше чуткости и мягкости», − говорит мама в полной уверенности, что допускать мужчин до воспитания вообще не стоит.
«Нет, просто ты его уже избаловала, и теперь он всю жизнь будет размазней и плаксой», — отвечает папа, сожалея, что воспитать настоящего мужчину ему не дали.
На самом деле всему свое время. Мужчинами не рождаются, а становятся. Причем не сразу, а постепенно, и в жизни каждого настоящего мужчины должен быть период, когда он может плакать, жаловаться маме и вытирать слезы платочком с розочками. Мальчик имеет право (и даже должен быть) маменькиным сыночком — с рождения и почти до школы. За это время он получит все, что может дать мама: безграничную любовь, нежность, уверенность в собственной ценности. А вот потом, под руководством папы, он научится тому, что должен уметь настоящий мужчина. Конечно, эти периоды не имеют четкой границы. И совсем не обязательно в шестой день рождения торжественно передавать ребенка отцу со словами: «Ну вот, теперь ты и воспитывай» (хотя, у традиционных народов как раз так и происходит).
Присутствие обоих родителей очень важно для ребенка с самого рождения, и нет периода, когда бы один из родителей мог устраниться от участия в жизни ребенка (хоть мальчика, хоть девочки) вообще — так, чтобы это было безболезненно. Речь может идти лишь о преобладающем влиянии одного из родителей и о том, чтобы другой в это время не мешал, а помогал.
Мама, ты как?
Что требуется от мамы в это время? Первое и главное — чтобы она была счастливой. Совет звучит странно, но это так. Мальчики привязаны к маме с первых дней, они более чутко реагируют на ее состояние. Младенец тоже может быть в подавленном состоянии, если его мама испытывает послеродовую депрессию. Мальчики, пережившие расстройство настроения у мамы, во взрослом возрасте тоже склонны к пониженному настроению. Они как бы фиксируют ощущение тоски, грусти, и сохраняют его на всю жизнь. Счастливая, довольная своей жизнью мама — непременное условие позитивного отношения к жизни ребенка и лучший образец для воспитания мальчика. Ведь именно сейчас, в раннем возрасте, у него складывается представление о женщинах и мужчинах вообще, формируются предпочтения — основа будущей семейной жизни.
Мама, которая считает, что семейная жизнь для женщины — это каторга, внушает мальчику чувство вины. В будущей семейной жизни он наверняка будет заботливым и внимательным семьянином, но вряд ли сам будет счастлив по-настоящему. Потому что руководствоваться в выборе партнерши будет чувством вины. Во-вторых, мама должна быть всегда рядом. Причем эмоциональная близость и доступность мамы гораздо важнее, чем ее формальное присутствие, и быть хорошей мамой можно даже при условии полного рабочего дня. Однако лучше, если вы будете сами заниматься воспитанием на первом году жизни и не отдадите мальчика в детский сад до трехлетнего возраста.
Еще мама должна быть мягкой, ласковой и женственной. Мамы, воспитывающие мальчиков, часто думают, что им нужно стараться быть с ними построже. Того же требуют от них и окружающие, особенно если мама воспитывает сына одна. На самом деле именно строгость и жесткость в раннем детстве оборачиваются потом нарушениями поведения и сложностями в отношениях с родителями. Большинство женщин, которые жалуются на взрослых сыновей по причине того, что те не проявляют теплых чувств и очень формальны в общении, являются как раз сторонницами жестких мер в воспитании.
Отцовский период
Что делать маме в это время? Поддерживать авторитет отца. Если вы спросите ребенка: «Кто должен быть в семье главным?», — он задумается. Но не потому, что не знает, — просто решает, как сказать, чтобы никого не обидеть. Обычно дети говорят так: «Мама и папа в семье должны быть равны, но папа немного главнее, потому что он сильнее».
Чем старше становится мальчик, тем больше его стремление оторваться от материнской заботы. И это совершенно естественный и правильный ход вещей. Как ни грустно, но мальчики должны уходить от своих мам и сохранять с ними отношения на расстоянии.
Потребность в сильном авторитете — это врожденное. Этолог Конрад Лоренц утверждал, что в человеческом обществе, как и среди животных, есть инстинкт стаи. И «вожаком», главным может стать тот, кто более сильный и разумный. Никакая, даже самая любящая и нежная мама, такую потребность обеспечить не может: женщины слишком эмоциональны, чтобы взять на себя роль вожаков. И они тоже должны слушаться и уважать того, кто главный. Конечно, лучше, если между родителями существует взаимное уважение и доминирование папы не означает полного подчинения остальных членов семьи. Но даже ситуация, когда отец излишне авторитарен (по сравнению с мягкой мамой), для мальчика лучше, чем, наоборот, мягкий папа и властная мама.
Постепенно снижайте свое участие в жизни сына. Общение с мамой по-прежнему нужно мальчику, но уже не во всех сферах. Маме надо уменьшать контроль в том, что касается выбора занятий, дружеских отношений. Слишком большое мамино влияние не дает мальчику развиваться, плохо сказывается на формировании его характера. Невозможно точно определить степень маминого участия в 6, 7, 10 лет. Скорее мама сама должна почувствовать, когда оно желательно и даже незаменимо, а когда будет лучше предоставить сыну самостоятельность.
Больше полезных и интересных материалов о правильном детском воспитании — на нашем канале в