Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«После трех уже поздно»: 8 принципов воспитания от знаменитого японца Масару Ибуки

Самый важный период для развития способностей — это раннее детство

«После трех уже поздно»: 8 принципов воспитания от знаменитого японца Масару Ибуки
Источник:
Pinterest

Один из основателей компании Sony, японский инженер и предприниматель Масару Ибука изобрел уникальную методику воспитания детей раннего возраста, которая несколько десятилетий назад перевернула традиционные представления о педагогике.

Согласно его теории, ребенок впитывает знания как губка, а сложные задачи даются ему легко и играючи. От родителей требуется только одно — использовать это время с максимальной пользой.

В своей книге «После трех уже поздно» (издательство «Альпина»), ставшей бестселлером, Масару Ибука подробно описал принципы родительского подхода к развитию личности и творческого потенциала маленького ребенка.

Принцип № 1: В детском саду будет уже поздно

Главная идея книги Масару Ибуки — способности и характер человека формируются в первые годы жизни, а не достаются от рождения. Иными словами, никто не приходит в этот мир «умным» или «глупым» — потенциал человека зависит от стимуляции развития клеток мозга в первые три года.

Кроме того, родители часто совершают одну и ту же ошибку. Они предоставляют ребенку возможность делать все, что он захочет, а затем резко превращаются в строгих воспитателей, когда он идет в сад или школу. При этом Ибука отмечает, что раннее развитие не воспитывает гениев. Оно ставит перед собой другую задачу — помочь ребенку развить его безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает ребенка счастливым и помогает увереннее чувствовать себя в этом мире. 

Принцип № 2: Детям незнакомо понятие «трудно»

Для ребенка одинаково ново все: родной язык и иностранный, детская песенка или классическая музыка, цветная картинка или полотно великого художника. В силу возраста он не понимает, что вещи, которые ему показывает взрослый, на самом деле «сложные». Кроме того, еще до приобретения навыка анализа информации дети уже умеют узнавать предметы по образам: определять лицо мамы среди других, запоминать марки автомобилей без знания букв и т. д.

Ибука пишет, что мозг младенца — белый лист бумаги. Только от родителей зависит, что на нем «отпечатается» в первую очередь. Автор советует показывать ребенку не только простые картинки, но и знаменитые полотна. Это сформирует эстетические потребности и заложит основы дальнейшего понимания искусства.

Главная идея книги Масару Ибуки — способности и характер человека формируются в первые годы жизни, а не достаются от рождения. Иными словами, никто не приходит в этот мир «умным» или «глупым» — потенциал человека зависит от стимуляции развития клеток мозга в первые три года.

Кроме того, родители часто совершают одну и ту же ошибку. Они предоставляют ребенку возможность делать все, что он захочет, а затем резко превращаются в строгих воспитателей, когда он идет в сад или школу. При этом Ибука отмечает, что раннее развитие не воспитывает гениев. Оно ставит перед собой другую задачу — помочь ребенку развить его безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает ребенка счастливым и помогает увереннее чувствовать себя в этом мире. 

Принцип № 2: Детям незнакомо понятие «трудно»

«После трех уже поздно»: 8 принципов воспитания от знаменитого японца Масару Ибуки
Источник:
Pinterest

Для ребенка одинаково ново все: родной язык и иностранный, детская песенка или классическая музыка, цветная картинка или полотно великого художника. В силу возраста он не понимает, что вещи, которые ему показывает взрослый, на самом деле «сложные». Кроме того, еще до приобретения навыка анализа информации дети уже умеют узнавать предметы по образам: определять лицо мамы среди других, запоминать марки автомобилей без знания букв и т. д.

Ибука пишет, что мозг младенца — белый лист бумаги. Только от родителей зависит, что на нем «отпечатается» в первую очередь. Автор советует показывать ребенку не только простые картинки, но и знаменитые полотна. Это сформирует эстетические потребности и заложит основы дальнейшего понимания искусства.

Принцип № 3: Позвольте ребенку знакомиться с этим миром

Масару Ибука, как и Мария Монтессори, придерживается мнения, что для развития ребенка вредно целый день лежать в кроватке или коляске. Развешенные погремушки не удовлетворяют потребность в сенсорных ощущениях, а сам ребенок знакомится с миром очень медленно.

Писатель рекомендует родителям класть ребенка в наклонном положении, предоставляя ему обзор. Для этого подойдут качели, гамак или кокон. Кроме того, чем «скучнее» комната, тем хуже для развития интеллекта. Дети, которые проводят первые месяцы жизни в помещении без ярких элементов в интерьере или посторонних звуков, развиваются медленнее сверстников и в среднем отстают на несколько месяцев. Отставание возможно преодолеть, но «это потребует усилий и давления на маленького ребенка».

Принцип № 4: Помогите ребенку стать самостоятельным

От обилия игрушек в магазинах глаза разбегаются не только у детей, но и у взрослых. Мы тратим деньги, а затем разочаровываемся, когда ребенок теряет интерес к покупке. Ибука пишет, что по-настоящему дети испытывают привязанность к игрушкам, которые собирают сами. Это может быть сборная кукла, легкий конструктор, моделька машины — такие вещи дарят радость от проделанной работы и чувство достижения.

Принцип № 5: Развивайте таланты подручными средствами

«После трех уже поздно»: 8 принципов воспитания от знаменитого японца Масару Ибуки
Источник:
Pinterest

Не нужно сразу покупать специальные наборы и дорогие краски, чтобы открыть ребенку путь в мир творчества. Попробуйте дать ребенку до года глину — скорее всего, сразу она его не заинтересует. Но разминая материал в руках и замечая, что он изменяет форму, ребенок учится понимать причинно-следственные связи. Японский инженер утверждает, что лепка — прекрасный метод раннего развития.

Сюда же писатель относит игры по ролям и физическую нагрузку. Отдельное место в его теории занимает разучивание стихотворений. еще не воспринимают повторение как что-то скучное и трудное. Чем интенсивнее тренировать память сейчас, тем лучше она будет функционировать в будущем.

Принцип № 6: Не подавляйте волю малыша

Часто в погоне за ранним развитием и желанием соответствовать чужим успехам родители перегибают палку. Воспитание начинает ассоциироваться с насилием, а мнение ребенка никого не интересует. Все это подрывает его доверие к миру. Важно помнить, что для младенца общение с родителями — уже обучение. Мама и папа сами должны стать примером, ведь «родители великих людей не навязывали им книги — они окружали их ими с детства». Помимо воли, автор методики упоминает и детское чувство собственного достоинства. Он предостерегает от ошибки, когда младенца сначала балуют, а в возрасте двух-трех лет начинают воспитывать, превращаясь в строгих учителей. Такие перемены вызывают чувство протеста. Чтобы этого избежать, автор предлагает приучать ребенка к умеренной дисциплине уже с пеленок.

Принцип № 7: Лучше похвалить, чем отругать

Всегда проще запретить, чем поощрить — это быстрее и действеннее. Но наказание вызывает ответную реакцию — неповиновение. Часто мамы жалуются на то, что выросшие дети не помогают им по хозяйству. При этом в каждой второй семье будет история о том, как ребенку запрещали проявлять инициативу в бытовых делах под предлогами «разольешь», «лучше я сама», «после тебя придется все убирать».

Вместо того чтобы запретить, родители могут предоставить ребенку альтернативу. Например, детям часто нравится рвать бумагу — так они познают мир через тактильные ощущения. Не ругайте ребенка, а просто позаботьтесь о том, чтобы к нему попадали ненужные газеты. Если нет возможности дать альтернативу, лучшее, что может сделать мама, — спокойно объяснить причину запрета.  

Принцип № 8: Будьте в тесном контакте с малышом

Вопрос о том, как часто брать ребенка на руки, вызывает постоянные споры. Молодая мама, с одной стороны, слышит призывы психологов как можно чаще носить ребенка на руках, с другой — вынуждена отбиваться от советов родственников с их «не приучай». Ибука считает, что плач — единственный способ для младенца подать сигнал о помощи, а проигнорировать его — лишить общения с самого начала. Он утверждает, что тактильное общение ребенка с мамой напрямую влияет на его умственное развитие и формирование отзывчивости человека.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения