Отчасти потому, что они начинают обучение в невыгодных для себя условиях.
«Трое из каждых четырех мальчиков в типичной группе детского сада гораздо более активны физически и менее развиты интеллектуально, чем девочки, — считает воспитатель детского сада Надежда Волкова. — Но в детском дошкольном учреждении требуют от детей сидеть спокойно и выполнять задания на бумаге, рисовать, раскрашивать, клеить аппликации, лепить из пластилина, либо просто тихонько играть. Педагог на любых занятиях ориентируется на девочек — они быстрее сосредотачиваются, концентрируют внимание. А мальчишки пока раскачаются, занятие идет к концу. А активным играм в детском саду уделяют меньше времени, тем более, если погода не способствует длительным прогулкам».
Эта тенденция превращает помещение группы детсада в не особенно привлекательное для мальчиков место.
Мальчики «созревают» медленнее девочек
Научные исследования показали удивительную разницу между мозгом четырехлетних девочек и мальчиков. Как правило, лобные доли девочек — область, которая фиксирует внешние раздражения, — гораздо более активны, чем у мальчиков, и развиваются в раннем возрасте. Также женский мозг от природы запрограммирован вырабатывать больше серотонина, химического вещества, стимулирующего самоконтроль. Девочки начинают обучение, обладая большей способностью сосредоточивать внимание на протяжении значительного промежутка времени и выполнять многоэтапные указания. Мальчики гораздо чаще отвлекаются, и создается впечатление, что они ведут себя беспокойно.
«Способность к концентрации внимания развивается у мальчиков к 8 годам, но, как правило, до взросления, они могут сконцентрироваться на чем-либо на протяжении меньшего времени, чем девочки. Фактически половина 5-летних мальчиков неспособна удерживать внимание более 20 минут», — утверждает детский психолог Анна Воронцова
Мальчикам труднее усидеть на месте
В отличие от девочек, мальчики ориентированы на физическую активность. Им гораздо труднее усидеть на месте, чем девочке того же возраста. У мальчиков также значительно выше уровень дофамина, химического вещества, которое помогает движениям тела и информационному потоку в мозге. Американские исследователи предположили, что двигательная активность улучшает оперативную память мальчиков. Мужской мозг, как правило, входит в период минимальной активности гораздо чаще, чем женский, поэтому ерзание и движение действительно помогает мальчикам «взбодриться» и соответственно, лучше усвоить информацию.
Мальчикам нужно больше времени
Большинство из нас училось читать только в первом классе школы. Однако сегодня от детей ожидают овладения этим навыком уже к окончанию детского сада. Образовательные стандарты изменились, а вот детская природа — нет, и подталкивание к раннему овладению чтением вредит мальчикам гораздо больше, чем девочкам. У представительниц женского пола в области мозга, ответственной за речь, больше нервных окончаний, чем у мужчин. Поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики, им легче строить длинные предложения. Соответственно, в школе на уроках чтения и письма девочки обычно превосходят сверстников мужского пола. В ходе масштабного исследования Технологического университета Вирджинии выяснилось, что зона мозга, отвечающая за речь у среднестатистического 5-летнего мальчика, равна по величине той же зоне типичной девочки трех с половиной лет. (И наоборот: область мозга, отвечающая за математику и геометрию, у мальчиков формируется немного раньше, чем у девочек).
Если вы будете заставлять мальчиков читать до того, как они будут готовы к этому с биологической точки зрения, это принесет им больше вреда, чем пользы. Девочки часто становятся «звездами» класса в первые годы обучения в школе, в то время как мальчики пытаются догнать их и испытывают разочарование. В последнее время педагоги начальных классов все чаще говорят о том, что усложнение программы начальной школы не идет на пользу большинству мальчиков. К восьми годам многие из них решают, что учеба — это напрасная трата времени.
Как же помочь сыну справиться с учебой?
Найдите подходящий детский сад
Никита — типичный активный, энергичный пятилетний мальчик, но его воспитатели в детском саду никогда не одобряли его бурную деятельность.
«Они все время пытались его успокоить, — рассказывает мама Никиты, Дарья. — Воспитателям не нравилась его повышенная активность; они мне неоднократно говорили, что его способности к обучению ниже средних, несмотря на то, что он знал все буквы алфавита, много стихов наизусть и умел считать до ста. Я проконсультировалась с психологом — у сына не обнаружили признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и я успокоилась. Однако в первом классе у него также возникли проблемы с успеваемостью и поведением. Он вертелся на уроке, невнимательно слушал учительницу, из-за этого делал глупые ошибки в тестах и контрольных».
Поскольку мальчики лучше всего обучаются в действии, «академически строгий» подход, возможно, подойдет вашему ребенку хуже, чем «игровая» обстановка. Чтобы получить правдивую картину, лично посетите группы. Пообщайтесь с воспитателями. В идеале педагог должен активно использовать игровые элементы в любом виде обучения. Узнайте, чем заполнены паузы для отдыха. Самостоятельные игры дают детям возможность потратить излишек энергии и одновременно стимулируют важные социальные связи. Поинтересуйтесь, сколько времени уделяется физической активности.
Позвольте ребенку делать то, что он любит
Что бы это ни было — динозавры, машинки или бейсбол — ваш сын наверняка чем-то очень увлечен. Поддерживайте его страсть, покупая книги на эту тему, посещая музеи и библиотеки, строя модели и смотря документальные фильмы. Ваш сын сам выберет такие ценные для него языки, математику, естественные или общественные науки, что повысит его мотивацию к обучению. Узнайте в школе, есть ли там кружок по предмету, который его особенно интересует. Поговорите с учителем — практически на любую тему он сможет сделать доклад на уроках по окружающему миру, на некоторые темы по математике и литературному чтению.
Давайте ему передышку
Конечно, домашние задания никто не отменял, но удержитесь от занятий чтением и письмом сразу же после школы. После долгого дня в классе мальчикам нужно немного времени, чтобы побегать и поиграть в мяч. Дайте ему возможность подвигаться, и это прибавит ему активности и во время выполнения домашних заданий. Мальчикам нужна возможность выпускать пар хотя бы дома, тогда в школе им будет проще сдерживать свои импульсы во время урока.
Не навешивайте ярлыки
Полные энергии, эмоциональные мальчики если и не притягивают к себе ярлык СДВГ, то вызывают беспокойство у педагогов, которым они делятся с родителями. Если учитель высказывает озабоченность по поводу его поведения или внимания, попросите изложить все в деталях.
«Ерзанье на стуле во время длинного урока не должно слишком волновать, в отличие от других признаков: стоит насторожиться, если ребенок демонстрирует регулярную неспособность выполнять указания педагога, постоянно перебивает других или выказывает опасное, импульсивное поведение, например, постоянно выбегает на лестницу, куда выходить во время перемены запрещено», — говорит детский психолог Анна Воронцова.
Мальчики хорошо обучаются в соревновательных ситуациях — они обычно показывают лучшие результаты в тестах с заданиями на время!
Прислушивайтесь к его эмоциям
Не секрет, что девочки достаточно эмоциональны и для них любые проявления чувств вполне естественны. Но это не означает, что мальчики должны на все реагировать хладнокровно и стоически переносить любые неудачи. И тем внимательнее вы будете к их плохому настроению, тем легче им будет пережить неуспех и не разочароваться в учебе.
Будьте конкретны
Длинные нотации ни к чему. Мальчики кратковременно реагируют на эмоциональный фактор. Задачи ставьте коротко и ясно, ваш сын должен понять, что от него хотят с первых предложений, если вы пуститесь в длительные объяснения, он просто отключится.
Дайте простор мышлению
Мальчики как правило мыслят интереснее и нестандартнее девочек. Им лучше удается поисковая деятельность. В любых заданиях лучше объяснять не до конца и предлагать поискать решение. А вот тщательность исполнения у мужской половины населения хромает. Любой педагог начальных классов подтвердит, что на обложках тетрадей с идеально оформленными заданиями мужские имена встречаются крайне редко. Мальчикам неинтересно оформление — приучать к порядку в этом направлении надо дозированно, понемногу каждый день и ни в коем случае не давить.
Обратите внимание на мелкую моторику
Там где нужна работа пальцев — удержать карандаш, застегнуть молнию, собрать мелкие детали мальчики оказываются в проигрыше. Поэтому упражнений на развитие мелкой моторики у них должно быть больше, чем у юных леди. Постоянная тренировка позволит им снять напряжение, связанное с обучением письму.
Подумайте, не рано ли вы отдаете сына в школу
Сегодня есть тенденция отдавать детей в школу пораньше. Шесть с половиной или семь с половиной лет — это большая разница. Поговорите с его воспитателем и психологом в детском саду, чтобы оценить, готов ли он к следующему этапу. Если мальчик без проблем играет с другими детьми, выказывает интерес к книгам, буквам и числам, может сосредоточить внимание на сборке паззла или рисовании, по крайней мере, в течение 20 минут, возможно, он уже готов. Если вы решили подождать, не бойтесь, что ребенок будет отставать от своих сверстников.
«Образовательный процесс — не гонка, — говорит детский психолог Анна Воронцова. — Его цель — не увидеть, кто пришел первым, а развить любовь к обучению. И если это означает, что вы дадите шестилетнему мальчику возможность лишний год погонять мяч во дворе вместо занятий прописями, хуже от этого не будет».
Больше полезных и интересных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на