Развитие речи у малыша происходит в несколько этапов. Значимые изменения происходят примерно каждые полгода, и важно не упустить возможность помочь крохе развиваться, простимулировать его движение вперед.
Красноречивый плач
Как только новорожденный сделал первых вдох и закричал, начинается период младенческих криков. Он длится в среднем до 2 месяцев. Старайтесь чаще подходить к крохе и не оставлять его в одиночестве на долгое время. Приучайте кроху к плавным движениям, разговаривайте с ним спокойно, не повышая голоса. Старайтесь таким образом наладить пусть маленький, но диалог, и хотя ответ пока будет бессловесным, зато эмоции — всегда положительными.
Выстраиваем диалог
В начале 2-го или 3-го месяца начинается этап гуления. Ребенок произносит певучие, наиболее простые для артикуляции гласные звуки. Гуление развивает слуховую память и мышцы артикуляционного аппарата. Одновременно ребенок учится различать, с какой интонацией сказано слово. Разговаривать с крохой надо ласково и тихим голосом, ведь гуление — это всегда выражение удовольствия, знак того, что малыш выспался, сыт и здоров.
Лицом к лицу
В 5–6 месяцев начинается младенческий лепет: малыш, комбинируя гласные и согласные, произносит такие слоги, как «ба», «дя», «ма», «га», вслушивается в звуки, которые его окружают. Всматриваясь в лицо разговаривающего с ним взрослого, следя за движением его губ, кроха пытается подражать и таким образом учится управлять своим артикуляционным аппаратом.
В 7 месяцев малыш уже произносит лепетные слоги — «дя-дя», «ба-ба» и связывает их с определенными людьми. Он уже использует звуки целенаправленно, чтобы привлечь к себе внимание и поэкспериментировать со своими голосовыми связками и языком. Услышав лепетные слоги, старайтесь их подхватить, договорить и продемонстрировать предмет, который они обозначают.
Так как в этом возрасте у детей устанавливается связь между предметом и его названием, стимулируйте у ребенка поиск предметов или членов семьи. Почаще показывайте и называйте игрушки и тут же просите показать, где они находятся.
Первые слова
В 10–12 месяцев дети начинают произносить слова, в которых повторяется один и тот же слог: «баба», «мама», «папа», «дядя». Часто вместо целого слова они говорят только один ударный слог: например, «бабушка» заменяют «ба», а кашу могут назвать «ка». В этом случае рекомендуется привлечь внимание ребенка к себе и, дотрагиваясь до своих губ или показывая на них, произнести слово полностью.
После 1 года, когда малыш начинает ходить, он активно передвигается по комнате, исследует новые места, берет в руки все, что кажется ему интересным. На этом этапе полезно коротко рассказывать о заинтересовавшем кроху предмете.
В этом возрасте дети часто пользуются звукоподражанием, называя собаку «ав-ав», часы — «тик-так» и т.д. Взрослые не должны идти у них на поводу и общаться с ребенком при помощи этих звукоподражаний. Нужно всегда называть слово целиком и правильно.
Пополнение лексики
После 1,5 года у ребенка активно пополняется запас слов, появляются первые предложения. В этот период крохе важно видеть лицо собеседника, наблюдать за движениями губ. Во время разговора с малышом располагайтесь всегда так, чтобы он мог хорошо видеть ваше лицо. Старайтесь стимулировать речь ребенка, обязательно задавайте ему вопросы и ждите, когда он ответит.
В 2 года крохе легко даются слова с открытым слогом, заканчивающиеся на гласный звук — вата, Катя, пена. В более сложных словах, состоящих из 3 слогов, он делает ошибки или сокращает слово. Чтобы подобное произношение не закрепилось, полезно прививать ребенку чувство ритма, отстукивать сложные слова по слогам, пропевать ритмичные песенки.
В 2–2,5 года предлагайте малышу больше картинок, на которых запечатлено какое-либо действие: дети поют, змея ползет, медведи едут и т.д. Рекомендуется также развивать фонематический слух.
В 3 года речь усложняется, в ней появляются формы единственного и множественного числа, прилагательные и союзы. Стимулируйте кроху говорить фразами, состоящими из 5–6 слов.
Очень полезно иметь дома игры-ассоциации, которые помогут ребенку классифицировать слова по назначению или общему признаку: диван — телевизор, машина — колесо. Играя, объясняйте связь между предметами: «У машины есть колеса, а что еще у нее есть?» Чем длиннее будет ассоциативная цепочка, тем лучше.
Больше полезных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на