Предположение о том, что старшие дети умнее и успешнее, впервые высказал психотерапевт Альфред Адлер в начале 20-х годов XX века. Его гипотеза понятна.
«Адлер утверждал, что появление в семье второго ребенка — серьезное испытание для первенца, которое и делает его лучше других, — рассказывает Марина Якуба. — Малыш начинает думать о том, как завоевать родительскую любовь и внимание. Ребенок интуитивно приходит к выводу, что только его успехи смогут затмить умиление над розовощеким карапузом, которым все восхищаются просто так».
Последователи Адлера продолжили развивать эту теорию. В 2007 году норвежский профессор Питер Кристенсен совместно со своими коллегами провел исследование, в котором участвовали 250 тысяч детей военнослужащих. В ходе тестирования было обнаружено, что IQ первенцев на 2-3 пункта выше, чем у вторых детей. Есть еще определенная закономерность: чем младше ребенок, тем ниже его умственные способности. При этом ответ на вопрос, почему так происходит, вызывает споры.
Откуда взялся интеллект
Есть несколько версий на этот счет. Одно из мнений: во время второй беременности, в отличие от первой, вырабатывается большее количество антител, которые могут негативно повлиять на развитие плода. Сторонников этой версии мало. Все-таки большинство врачей уверены, что высокий интеллект первенцев нужно объяснять с точки зрения психологии.
«Даже в самых обеспеченных семьях, где есть няни и бабушки, старшему ребенку все равно приходится участвовать в воспитании младших детей, — считает психолог. — Если у мамы нет взрослых помощников, то первенец волей-неволей становится нянькой для братика или сестренки. Иногда родители перегибают палку и заставляют старшего сына или дочку следить за малышом постоянно».
Даже подросток не должен отвечать за брата или сестру. Запомните: вы рожаете детей только для себя.
К сожалению, многие родители не понимают этого. В итоге старшие ребята из многодетных семей взрослеют гораздо раньше: ведь вместо того, чтобы погонять в футбол или встретиться с друзьями, им приходится возиться с крохой или помогать маме по хозяйству.
Интересно, что сами родители начинают думать, что их старшие дети более ответственные, самостоятельные и трудолюбивые. Но такая черта характера не унаследована от работяги-бабушки. Все дело в том, что первых детей воспитывают по-другому. Им дают сначала небольшие, а потом и серьезные поручения, строго следят за их выполнением, учат заботиться о себе и об окружающих, но самое главное — родители верят, что старшие отлично справятся со всеми трудностями. От младших же обычно ничего не требуют, поэтому они и вырастают ленивыми и безалаберными. Им легко, так как любую проблему всегда решит старший брат. Чтобы этого не произошло, нужно давать поручения и младшим детям.
«Все дети — маленькие эгоисты, — говорит психолог. — Ребята из многодетных семей хотят быть единственными для родителей. Первые дети видят свою исключительность в том, что они старшие, а значит, умнее и лучше. Об этом им твердят постоянно. Достаточно только открыть любую русскую народную сказку. Вспомним хотя бы цитату из „Конька-горбунка“, где „старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак“. Мама, чувствуя вину перед первенцем (с рождением второго ребенка ему достается меньше внимания и любви), старается всячески подчеркнуть, что без помощи старшего ребенка она бы не справилась. Получается, что младшими умиляются, а старших хвалят за все подряд. В результате из первенцев чаще всего вырастают самостоятельные, но достаточно авторитарные люди, ведь они с детства привыкают руководить другими».
Повторение — лучшее учение
Логично, что родители стараются дать одинаковое образование всем детям. Если разница между ними небольшая, то старшему приходится невольно заново слушать наставления родителей. Естественно, услышанное дважды легче запомнить. Когда разница между детьми большая (от 5 лет), то старший не только активно принимает участие в обучении малыша, но и что-то делать за него. Конечно, все это только способствует развитию интеллекта у первенца.
Самая распространенная теория, что старшие дети умнее, совсем проста. Все дело в том, что первенцу родители уделяют больше времени, детально изучают методики развития, выбирают правильные игрушки, с особым азартом пополняют библиотеку детскими книжками. Когда рождается второй ребенок, то маме уже не так интересно следить за успехами крохи. Да и забот гораздо больше — нужно воспитывать сразу двоих детей.
«Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя вторым, — говорит психолог. — У него должны быть собственные игрушки, вещи, увлечения. Если хотите, чтобы младшие дети были такими же умными, как первые, то они обязательно должны участвовать в жизни старшего ребенка. Допустим, есть такая игра „Кто быстрее соберет игрушки“. Если одному 3 годика, а другому — 6 лет, то почему бы не предложить подобное задания обоим? Самое главное, никогда не говорите ребенку такие слова: „тебе еще рано“, „надо подрасти“ и т.д.»
А как вы считаете, зависит ли интеллект от порядка появления на свет? Делитесь в комментариях!