Существуют общепринятые нормы, по которым ребенок должен начать говорить короткими фразами в 18 месяцев. Но далеко не каждый малыш осваивает речь именно в этом возрасте, многим детям требуется гораздо больше времени. Некоторые не говорят до 3 лет и ограничиваются словом «мама» и указательным жестом.
На самом деле все это может быть вариантом нормы, так как каждый ребенок развивается со своей скоростью. Психолог Элика Бергельсон из Гарвардского университета провела исследование, в котором попыталась найти причины того, что кто-то из детей осваивает речь позже других. Для этого она проанализировала 1001 ребенка в возрасте до четырех лет из 12 стран. Результаты были опубликованы в журнале
Элика Бергельсон пришла к одному очень важному выводу: ни пол ребенка, ни уровень владения несколькими языками, ни социально-экономический статус не влияют на скорость формирования речи. Все это не более чем стереотипы.
Это важное открытие очень удивило ученых, так как раньше считалось, что у детей из обеспеченных семей больше шансов начать говорить раньше из-за того, что с ними больше занимаются, в них вкладывают больше ресурсов.
Выяснилось, что есть только один фактор, который существенно влияет на ранее развитие речи. Из исследуемых детей раньше заговорили те, у кого в семье было принято общаться с ребенком, независимо от его возраста. Точных объяснений этому на данный момент нет, но есть предположения о причинах раннего развития речи.
Во-первых, в семье, где с ребенком активно разговаривают, сама среда благоприятна развитию речи. Если ребенку показывают наглядный пример, как нужно общаться, поддерживают его новые навыки, проявляют к нему активный интерес, ему гораздо легче научиться говорить предложениями.
Во-вторых, в такой семье дети сами стремятся быстрее освоить речь, чтобы общаться на равных с другими членами семьи, ведь взрослые чаще вступают в диалог с разговорчивыми детьми.
Правда, не исключено, что какие-то социально-экономические факторы влияют на развитие речи, просто в данном исследовании они не брались во внимание. Например, в благополучных семьях больше вероятность того, что дети занимаются с логопедом, что им читают книги, тем самым развивая грамматику и правильное произношение звуков. В исследовании Элики Бергельсон оценивался объем сказанных слов, а не их качество (насколько правильно сформулированы фразы, которыми говорили дети).