Несмотря на кейсы успешных «троечников», многие родители до сих пор мыслят радикально и считают, что учиться надо только на 4 и 5, иначе ни в чем не преуспеешь. Даже если кажется, что ничего плохого нет в том, чтобы «поднатаскать» ребенка на получение высоких отметок, последствия такой стратегии могут быть губительнее, чем выдумаете. Что не так с требованием получать только «пятерки», объясняет психолог и автор учебных пособий Лерона Наринская.
Всех нас с детства заставляют или мотивируют хорошо учиться. «Будешь приносить домой пятерки, я тебя буду любить и тобой гордиться, больше не буду ругать», — знакомая многим фраза, которую мы получали в детстве от родителей. Ребенок, будучи физически и эмоционально зависимым от мамы и папы, конечно же, услышав это, будет стараться изо всех сил показать хороший результат, чтобы порадовать своих родителей. Однако такое поведение в будущем, уже во взрослой жизни может повлиять на всю жизнь ребенка и обернуться множеством неприятных последствий.
Как ведут себя отличники
Ребенок-отличник — это душевная отрада для родителей и педагогов. Он получает много похвалы, его всегда ставят в пример детям, которые значительно отстают по успеваемости в школе. Казалось бы, все хорошо. Но как на самом деле чувствуют себя отличники и как это проявляется в их поведении?
Так исторически сложилось, что чаще всего отличниками становятся девочки, и они же, вырастая и становясь взрослыми женщинами, остаются сильно зацикленными на оценках, а именно на том, как их оценивают окружающие люди. И это касается не только учебы или успехов на работе, а любых сфер жизни. Женщина с синдромом отличницы зависима от чужого мнения, ведь на этом основано ее «выживание», принятие и адаптация в социуме. У отличниц выстраивается связь: если она получила пятерку, значит, она хорошая и сможет «выжить» в обществе.
Если же ребенок получает низкую оценку, которая объективно может даже не соответствовать реальному уровню знаний, то для школьника это говорит о том, что общество его не принимает или не хочет принимать. Конечно же, это отражается в виде переживаний, липком чувстве страха и ощущении того, что ребенок находится не в безопасности.
Находиться во власти тревоги и страха для отличниц — привычное дело. У таких детей отсутствует чувство базовой безопасности, которое формируется в первый год жизни ребенка, когда родители дают ему понять, что он желанный, любимый, и они безусловно принимают его таким, какой он есть — во всех его проявлениях и действиях.
Если ребенку не дали базовой безопасности, то такому человеку впоследствии сложно свободно проявляться. Он бесконечно сомневается, достаточно ли он правильно себя ведет, достаточно ли он хорош. Дети-отличники находятся в контакте с тем, какие чувства по его поводу испытывают окружающие, но они абсолютно не в контакте с собой.
Если такой ребенок понимает, что окружающие чем-то недовольны, может быть им грустно или они злятся, то он воспринимает это сразу же на свой счет. Он становится чувствительным к их состоянию, негативу и уверен, что эта оценка относится именно к нему. При таком раскладе следует ожидать повышения тревоги и усиления страха, а эти чувства, как правило, отнимают много энергии и изматывают ребенка. Так дети становятся несчастными.
Как проявляется синдром отличника в жизни, отношениях с родителями и партнерами
Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным во всем и получать только положительные оценки со стороны окружающих.
Такие люди часто не уверены в себе и не могут высказать свое мнение, потому что боятся быть отвергнутыми. Они зависимы от оценок окружающих и не имеют права на свое собственное мнение, если оно не соответствует ожиданиям других людей.
Такой ребенок часто переспрашивает вопросы, которые он может решить сам, но чувствует, что не имеет права на свое мнение.
Неуверенность может проявляться в том, как человек говорит и действует. Он может говорить тихо, неуверенно и использовать незаконченные предложения без утвердительных интонаций. Его речь может быть рваной, а жесты и движения — затрудненными. Ему очень трудно настоять на своем мнении.
Если такой человек все же настаивает на своем мнении, то только в случае, если оно уже было поддержано кем-то из авторитетных людей. Ему всегда нужен кто-то, на кого можно опереться, чтобы чувствовать себя уверенно. Это может быть супруг, начальник или другой человек, который для него авторитет и опора.
С таким человеком могут быть сложные отношения, так как он зависит от мнения своего партнера и проецирует на него оценки родителей или учителей. Такой человек не может быть самостоятельным и нуждается в поддержке со стороны.
Что делать с синдромом отличника
Если синдром отличника проявляется в детстве, то это можно предотвратить. В настоящее время рекомендуется быть более эмпатичными и чувствительными к потребностям ребенка. Брать его на руки, давать ему любовь и ласку. Это поможет ребенку почувствовать, что любовь родителей зависит не от его поведения и оценок в школе, а от самого его существования.
Если синдром отличника уже сформировался, то необходимо обратиться к психологу. Существует множество методик работы с такими ситуациями. Их суть заключается в том, чтобы найти внутри ребенка травмы, из-за которых он чувствует себя небезопасно и не ценит себя, и изменить его восприятие. Психолог поможет ребенку понять, что он уже сам по себе большая ценность для родителей, и что его принимают любым, независимо от оценок окружающих. И здесь со стороны родителей также потребуется большая работа.
После терапии ребенок поймет, что, проявляя непослушание или и получая не только «отлично», он не станет плохим человеком, и его будут продолжать любить. Разрушится крепкая связь «плохие оценки = катастрофа». Только тогда ребенок раскроется и начнет учиться по своему желанию, исходя из своих стремлений, а не из конфликта и страхов перед окружающими.