«Девочка с персиками» Валентина Серова
Шедевр живописи Валентина Серова всем хорошо известен — хотя бы школьным учебникам русского языка. В 3-м классе ученики пишут сочинение по картине «Девочка с персиками». На полотне изображена Верочка, 12-летняя дочь известного промышленника, коллекционера и мецената Саввы Мамонтова. Художник был дружен с его семьей, часто гостил у них в усадьбе Абрамцево. Верушу или, как ее еще называли домашние, Яшку, Серов знал с рождения.
Летом 1887 года 22-летний художник, вдохновленный образом жизнерадостной, обаятельной, румяной, как спелый персик, девочки, решил написать ее портрет. Свою работу Серов подарил семье Саввы Мамонтова, и картина еще много лет украшала ту самую гостиную, где и была написана. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
Веру Мамонтову называли «счастливой для художников девочкой» — ее образ вдохновил не только Валентина Серова, но и Михаила Врубеля («Портрет Веры Мамонтовой»), Виктора Васнецова («Девушка с кленовой веткой»), Николая Кузнецова. Но ее собственная жизнь сложилась трагически.
Сначала неопределенность с браком. Первой и единственной любовью Веры стал Александр Самарин, представитель древнего дворянского рода. Но его отец даже слышать не хотел о том, чтобы породниться с купеческой семьей Мамонтовых.
Добавился развод родителей: Савва Иванович увлекся солисткой оперы, потом за долги по кредитам его отправили в тюрьму, после был оправдан, но фактически разорен. Скандалы широко освещались в прессе и еще больше настраивали Самариных против женитьбы сына на Вере. Пойти к венцу влюбленным удалось только после смерти отца.
Поначалу все складывалось хорошо: у супругов родились трое детей и ничего не предвещало беды. Но, она пришла: сильно простудившись, Верочка за три дня сгорела от пневмонии. Ей было всего 32 года. Муж пережил свою «девочку с персиками» почти на 25 лет. Был репрессирован и провел оставшуюся жизнь в ссылках и тюрьмах. Детей воспитывала младшая сестра Веры.
«Тройка» Василия Перова
У этой картины Перова, которая и без того вызывает щемящее чувство жалости к детям, была не менее трагическая история создания. Предзнаменование, если хотите.
Сюжет современному поколению вряд ли понятен без дополнительных объяснений. А в середине 19-го века изображенную на полотне сцену можно было часто увидеть на улицах. Крестьянские дети использовались как дешевая рабочая сила. Однажды и сам Перов стал свидетелем, как трое детей закоченевшими от мороза руками пытались удержать сани с бочкой.
Но, приступив к созданию картины, художник никак не мог найти подходящий образ для главного героя. Из-за этого тормозилась работа над всем полотном. А когда через время на улице он заметил мальчика, который идеально встраивался в образ, мать ребенка запретила его рисовать. Мол, это «великий грех, и она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают». Крестьянку звали Марьей. 12-летний сын Вася был ее последней надеждой и радостью, других своих детей вдова похоронила. Но Перову удалось ее уговорить.
Когда картина была готова, ее купил коллекционер Павел Третьяков. А еще через 4 года Марья пришла к художнику — просить его продать ту самую картину в память об умершем сыне Васе. Плохая примета сбылась: ее мальчик скончался от оспы. Перов отвел Марью в дом к владельцу полотна Третьякову. Оставшись наедине с картиной, женщина упала на колени в молитве, не замечая никого и ничего вокруг… Василий Перов для безутешной матери потом напишет портрет Васи и передаст его в деревню.
«Портрет Клары Серены Рубенс» Питера Пауля Рубенса
Картину называют самым трогательным детским портретом в мировой живописи. Ее автор — фламандский художник Питер Пауль Рубенс изобразил на полотне свою любимицу, старшую дочь Клару. Она родилась в браке Рубенса с первой супругой Изабеллой Брант. Современники говорили, что живописец был скрытным во всем, что касалось его личной жизни, а об истинных чувствах можно судить по его портретам. «Чувствуется, как отец гордился дочкой. Вся его любовь выражена в этой картине», — говорит нынешний владелец полотна — наследный князь Лихтенштейна Алоиз. Но, к сожалению, в 12-летнем возрасте девочка перенесла тяжелое заболевание и вскоре скончалась.
«Девочка в маковом венке» Ореста Кипренского
В студенческие годы Ореста Кипренского за успешные работы не раз награждали медалями и правом обучения за рубежом у лучших мастеров живописи. Долгое время молодой художник жил в Италии. Там он сблизился с красавицей-натурщицей по фамилии Фалькуччи. Это ее ребенка, маленькую дочь Анну-Марию Кипренский изобразил на портрете «Девочка в маковом венке».
Мать девочки жила в доме художника, но отличалась свободным нравом. Однажды утром натурщицу нашли мертвой, а Кипренского заподозрили в ее убийстве. Обстоятельства ее гибели были действительно странными, но полиции не удалось ничего доказать. А вот общественность начала против художника травлю. Тогда он определил девочку бывшей возлюбленной в приют, а сам вернулся в Россию. В следующий раз, уже будучи известным художником, он снова приехал в Италию, разыскал сироту, теперь уже 24-летнюю Анну-Марию, и женился на ней. Но брак продлился недолго: через три месяца Орест Кипренский скоропостижно скончался от воспаления легких. А его дочь Клотильда так и не увидела своего папу.
«Опять двойка» Федора Решетникова
Мало кто знает, что в жизни мальчика, изображенного на картине, драматические события разворачивались с раннего детства. Позировать для «роли» двоечника Решетников попросил Эдварда, сына известного художника-авангардиста Густава Клуциса. Его семья жила когда-то по соседству. Но к 1952 году, когда Федор Павлович начал работу над картиной, мальчик уже давно был сиротой — отца в 1938 году репрессировали и расстреляли. К слову, интерьер на картине — это бывшая квартира Клуциса.
Эта картина — продолжение сюжета про школьников. Первой частью стала работа «Прибыл на каникулы», а заключительной — «Переэкзаменовка». Изначально художник планировал написать жанровую картину «Опять пятерка». Передумал, когда увидел, как расстроился отличник, когда получил двойку. Что же касается главного героя картины, то Эдвард Густович посвятил жизнь сохранению творческого наследия отца, снялся в нескольких документальных фильмах про него.
«Дон Мануэль Осорио Манрике де Зунига» Франсиско Гойя
Примерно в 1787 году Франсиско Гойя, который трудился живосписцем при дворе Карла III, получил заказ на изготовление портретов всех членов семьи. «Мальчик в красном» — это Мануэль Осорио, младший сын графа и графини Альтамира. Непосвященным в историю создания шедевра зрителям может показаться удивительно, что 3-4-летний ребенок выглядит неестественно. Возможно, неживое и застывшее выражение лица «сделано» специально, чтобы придать ребенку серьезность — так в испанской живописи было принято изображать наследников знатного рода, поэтому и одежда такая же, взрослая. Но повзрослеть наследнику графов Альтамира так и не удалось — в 8-летнем возрасте он скончался от болезни.
«Аленушка» Виктора Васнецова
Художник долго не мог найти натурщицу для своей картины, созданной по мотивам русского фольклора. Он, как и многие талантливые люди искусства, часто бывал в доме Саввы Мамонтова в Абрамцево, и хорошо знал его дочь Веру. Девушка не раз становилась воплощением женских образов на полотнах. И вдохновляла Васнецова на создание этого сюжета. Но не подходила для роли Аленушки. Нужна была натурщица с грустным взглядом, одинокая сирота, задумавшаяся о своей судьбе.
Нужный типаж художник увидел во время одной из прогулок из Ахтырки, где Виктор Михайлович жил летом 1880 года, в Абрамцево. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня „Аленушка“, как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею».