Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Педагогов называли грамматиками: как и чему учили детей в первых школах на Руси

Учебные заведения назывались училищами

Педагогов называли грамматиками: как и чему учили детей в первых школах на Руси
Источник:
Н. Богданов-Бельский «Дети на уроке»

Теория о массовом образовании в Древней Руси (до принятия христианства) возникла не на пустом месте — археологи нашли множество берестяных грамот: списки, письма, даже прообраз школьной тетради. Но сведений об учебных заведениях в эту эпоху не сохранилось. Во время монголо-татарского нашествия летописи и церковные книги были уничтожены.

Первые школы назывались училищами — от слова «учить». Историки считают, что помимо государственных учебных заведений существовали и частные школы. Учителями в них были греческие монахи, которые распространяли православную веру на Руси. В таких заведениях обучалось до шести человек. Иностранных педагогов в народе именовали «грамматик», так и в Греции называли учителей.

Ученье — свет

Мать с плачем отдавала дитя по распоряжению князя — так описываются проводы в училище в «Повести временных лет». Историки считают, что первые упоминания об образовательных учреждениях относятся ко времени крещения Руси (988-й год).

«Владимир же был рад, что познал бога… И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщает летопись. 

Советский историк Борис Греков по этому поводу пишет: «Совершенно ясно, что „учение книжное“ — это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное по тому времени образование. Грамоте обучали не в этой школе. Простая грамота была известна на Руси задолго до Владимира». Он полагал, что созданная князем школа «книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением. В ней обучалось 300 детей — цифра по тем временам невиданная. По приблизительным подсчетам, дворцовая школа Владимира за почти 50 лет существования (988–1037 гг.) выпустила несколько тысяч высокообразованных людей.

Тяга к знаниям

В 1030 году Ярослав Мудрый создал учебное заведение в Новгороде. «И прииде (Ярослав) к Новгороду, и събрал от старост и от попов детей 300 учити книгам», — сообщает Софийская летопись. Историки считают, что контингент учащихся состоял из детей городской администрации и духовенства. Главной задачей учебного заведения была подготовка управленцев и церковнослужителей.

В городе действовала и сеть подготовительных учебных заведений, о чем свидетельствует большое количество берестяных грамот и вощеных дощечек. «На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков „Изборник 1073 года“, начальный летописный свод, краткая редакция „Русской Правды“. Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников „Великих четьих миней“ — собрания „всех книг, чтомых на Руси“, состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тысяч страниц», — утверждает «Антология педагогической мысли Древней Руси».

Образовательные центры возникали и в других древних городах. Житие Феодосия Печерского — будущего игумена Киево-Печерского монастыря повествует: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском<…>. Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних <…>. К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Существовали учебные заведения в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве — под финансовой опекой князей. Сын Ярослава Мудрого, великий князь Всеволод «на училисча подаяния давал». В 1096 году упоминается училище в Муроме, в 1097-м — во Владимире-Волынском, в 1180-м — в Смоленске. В 1188 году описываются образовательные учреждения в Галиче, а в 1218-м летописи рассказывают об образовательных центрах во Владимире на Клязьме.

Педагогов называли грамматиками: как и чему учили детей в первых школах на Руси
Источник:
Борис Кустодиев. «Земская школа в Московской Руси»

Женское образование

Первое женское училище на Руси упоминается в 1086 году. «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят», — ссылается на летописный источник Татищев. Дочь князя открыла первое в Европе женское училище, которым руководила 26 лет. Она обладала незаурядными дипломатическими способностями и в 1089 году возглавила русское посольство в Византии.

Женское монастырское училище появилось в Полоцке спустя более чем 150 лет. Его основала дочь Полоцкого князя Святослава Всеславича — Ефросинья Полоцкая. Она получила образование в монастыре, изучала греческий язык. По поручению епископа основала монастырь, а при нем создала мастерскую по переписке книг. В 1143 году открыла женское училище при монастыре. К педагогической деятельности привлекла свою сестру Градиславу, родственниц Коринию и Ольгу.

Еще при Иване Грозном составители «Стоглава» ссылаются на опыт организации учебных заведений в период 10-12 веков. Собрав исторические свидетельства, историки сделали вывод, что в Древней Руси процветало частное образование. Элементарной грамотностью владела значительная часть городского населения, а детей обучали не только монахи, но и мастеровые. Писать умели многие, но чтение книг, в основном церковных, было уделом людей высокообразованных. Церковно-славянский язык резко отличался от просторечья. На это указывают и берестяные грамоты.

Княжеские и монастырские школы существовали либо за счет казны, либо из личных средств князя. Князь Константин Всеволодович «…дом же свой и книги все в училисче по себе определили к тому на содержание немалые волости дал, о чем просил брата Юрия, дабы обесчал непоколебимо завет его сохранить…». В 1227 году основанное им училище сгорело вместе с обширной библиотекой.

Ярослав — князь Галицкий не только сам поддерживал создание училищ, но и «монахов же и их доходы к научению детей определил». Самого правителя называли Осмомысл и считали одним из образованнейших русских князей. Он владел несколькими иностранными языками.

«А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли», — повествует «Стоглав».

Возрождение образования

Царь Иван Грозный, решив централизовать власть, уделял большое внимание развитию образования. В Московском государстве широко распространились приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. В 1551 году была создана и регламентирована система православного образования. Монастыри и храмы стали образовательными центрами, куда могли поступить дети разных сословий.

В 17 веке в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. «В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились „азбуковники“, т. е. толковые словари для учащихся», — приводит историческую справку журнал «Русский язык».

Педагогов называли грамматиками: как и чему учили детей в первых школах на Руси
Источник:
Юрий Кушевский. «Экзамен Петра»

Образовательные реформы

Образовательную систему значительно реформировал Петр I. Профессиональное образование на Руси с этих пор опиралось на европейские стандарты. Но первичным звеном по-прежнему оставались частные и приходские школы.

Екатерина Великая продолжила реформы, которые коснулись прежде всего заведений, обучающих дворян. Императрица следовала в ногу с веяниями европейской педагогической мысли и считала, что детей следует не просто обучать грамоте, но и воспитывать, причем вдали от семьи. Были учреждены три типа школ: малые, средние и главные. В малой преподавались: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики. В средней добавлялись объяснение Евангелия, подробно изучалась русская грамматика и орфография, всеобщая и русская история, краткая география страны. А в главной преподавали основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. При Екатерине были запрещены телесные наказания в школах. Но запрет вскоре был снят.

За 18 лет разные виды школ окончили почти 200 тысяч детей, причем девочек среди учеников было лишь 7%. К началу 19 века в России насчитывалось 300 школ и пансионов. Но крестьяне, в основном, оставались неграмотными. Екатерининский проект о деревенских школах так и не был воплощен.

При Александре II была проведена образовательная реформа, открывшая доступ в школы для крестьянских детей. Начальное образование стало всесословным. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных учебных заведений. В 19 веке за массовое образование отвечали церковно-приходские и земские школы. Крестьянские дети часто ограничивались лишь двумя классами, а учиться оправляли в основном мальчиков. По данным первой полной переписи населения России 1897 года, в стране было выявлено 22,7% грамотных. Только в СССР образование стало по-настоящему всеобщим, и не просто доступным, а обязательным.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения