Развитие новорожденного происходит быстро и резко. Еще вчера он будто не замечал вас, а сегодня встречает улыбкой и радостным гуканьем, еще недавно его можно было оставить одного на родительской кровати, а сейчас он, перевернувшись, едва с нее не свалился. Его новые умения появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.
Все дети разные, но скачки роста они переживают если не четко в одно и то же время, то при нормальном развитии точно в определенной последовательности. Для удобства мам существует усредненная схема, на которую можно ориентироваться. Мы свели ее в специальный календарь.
Среднестатистически кризисные периоды начинаются в 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого — от одной до нескольких недель. Имейте в виду: если ваш малыш родился раньше или позже срока, вам нужно самим определить точку отсчета — так, у недоношенных детей скачки роста случаются позже, чем у их сверстников.
Первый скачок роста — новые ощущения
5-я неделя
Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»
Что теперь умеет малыш:
улыбается;
рассматривает предметы в его поле зрения;
внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;
реагирует на прикосновения.
Особенности поведения
Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.
Что делать родителям?
Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.
Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.
Совет психолога:
Сначала все движения ребенка хаотичны, первое, что у него появляется, это способность фокусировать взгляд на предметах. Важно обеспечить его правильными игрушками, которые помогут ему это умение развить. Это могут быть мобили (подвесные карусели) либо контрастные погремушки. Но самый интересный в этот период объект для малыша — лицо мамы. Существует правильное положение, в котором она должна держать ребенка, — где-то на расстоянии 35–40 сантиметров от своего лица, чтобы кроха фокусировался на ней, рассматривал черты лица. Это самое важное для него развивающее упражнение. Первая улыбка ребенка — очень важный момент, это его социальный дебют, одна из вех развития. До шести недель новорожденный как будто смотрит внутрь себя, а потом словно разворачивается в наш мир. Видеть лицо взрослого для него просто необходимо. Психологи в поисках решения проблемы задержки психического развития новорожденных в домах ребенка придумали вешать перед малышом фотографию человека или даже шарик с нарисованным лицом.
Второй скачок роста — познание своего тела
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.
Особенности поведения
Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.
Что делать родителям?
Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.
Совет психолога:
В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.
Третий скачок роста — плавные движения
12-я неделя
Лейтмотив: «Я переворачиваюсь»
Что теперь умеет малыш:
видит окружающее пространство в целом, а не отдельные предметы;
совершает плавные, а не резкие движения телом;
учится владеть голосом, меняет произношение от тихого звука до громкого и наоборот;
привлекает к себе внимание не только плачем, но и визгом, смехом.
Особенности поведения
Как обычно в такие периоды, он требует повышенного внимания. Малыш может стать или слишком вялым, апатичным, плохо есть или, напротив, закатывать истерики. Словом, его поведение должно резко измениться. Теперь он к тому же с подозрительностью относится к посторонним.
Что делать родителям?
Учите кроху брать предметы, располагая их на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. Развивайте тактильные ощущения ребенка. Давайте ему потрогать игрушки из разных материалов. Играйте с ним: сажайте на колени и раскачивайте, берите на руки, имитируйте полет самолета и «приземляйте». Придумайте свои развлечения. И говорите, говорите, говорите. Не молчите, думая, что пока он вас не понимает.
Совет психолога:
С 3 до 4 месяцев ребенок начинает переворачиваться, сначала непроизвольно, затем сознательно. И тут важно организовывать ему не слишком жесткую, но и не мягкую поверхность, чтобы малышу было комфортно лежать на спине. Родительская кровать — не лучшая площадка для экспериментов. Поверхность у нее бывает слишком пружинистая или рыхлая. Идеально, если вы приготовите мягкий гимнастический коврик, в меру упругий. И главное — давайте свободу малышу, чтобы он эти перевороты мог осуществлять. Сейчас в моде теория привязанностей — родители все время норовят носить ребенка на руках; контакт действительно очень важен, но не менее важно тренировать двигательные навыки крохи.
Четвертый скачок роста — освоение пространства
15–19-я недели
Лейтмотив: «Я понимаю как»
Что теперь умеет малыш:
может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;
не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;
может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.
Особенности поведения
Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.
Что делать родителям?
Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.
Совет психолога:
Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие.
Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.
Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции
23–26-я недели
Лейтмотив: «Я двигаюсь»
Что теперь умеет малыш:
лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;
начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.
Особенности поведения
Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки. Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности.
Что делать родителям?
Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.
Совет психолога:
Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.
Шестой скачок роста — мир категорий
34–37-я недели
Лейтмотив: «Я исследую»
Что теперь умеет малыш:
начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;
понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;
может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.
Особенности поведения
Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.
Что делать родителям?
Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.
Совет психолога:
Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.
Седьмой скачок роста — мир последовательностей
42–46-я недели
Лейтмотив: «Все одно за другим»
Что теперь умеет малыш:
впервые пытается складывать, конструировать;
учится совершать действия в определенной очередности;
ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.
Особенности поведения
Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.
Что делать родителям?
Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.
Совет психолога:
Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни — доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена — кризис трех лет, семи, подростковый.
Восьмой скачок роста — самостоятельный поиск решений
51–55-я недели
Лейтмотив: «Я знаю как»
Что теперь умеет малыш:
находит собственные подходы к решению каких-либо задач;
понимает, что такое стирать, звонить, одеться, сесть за стол, сходить в магазин;
знает, что достичь этого можно разными путями.
Особенности поведения
Большинство детей требуют внимания, постоянных занятий. У малыша может резко меняться настроение. Он уходит в себя, задумывается, мечтает, может уставиться в пустоту. Или, напротив, вредничать, привлекать к себе внимание непослушанием, особенно когда вы заняты. Может разозлиться, если запрещаете что-то.
Что делать родителям?
Дайте ребенку возможность выполнять с вами «взрослые» дела: накрывайте на стол, доставайте продукты, просите что-то принести. Ребенка хорошо успокаивает вода — дайте ему возможность с ней повозиться: разрешите помыть посуду, искупать куклу, игрушку.
Совет психолога:
Каприз — это целенаправленное поведение, направленное на получение результата, когда малыш знает, что должен вести себя хорошо, но ведет себя плохо. После года у ребенка могут появляться первые признаки негативизма.
Девятый скачок роста — время принципов
60–64-я недели
Лейтмотив: «Я сам!»
Что теперь умеет малыш:
обретает способность обнаруживать и применять свои «принципы»: он не следует программе, но создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее;
учится кувыркаться, взбираться;
держит карандаш;
подражает каким-то действиям;
дурачится, корчит рожицы.
Особенности поведения
Он может требовать: хочу так делать и буду. Устраивает истерики, настаивает, чтобы считались с его интересами. Ноет и привлекает к себе внимание. Изучает реакции окружающих на свое поведение. Хочет быть самостоятельным, делать все сам, но не всегда понимает как. Проверяет состоятельность понятий «да» и «нет».
Что делать родителям?
Постарайтесь не мешать ему, давайте ему возможность пробовать и принимать самостоятельные решения. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с крохой переговоры. Объясняйте границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.
Совет психолога:
Вариант нормы начала ходьбы — с 7 месяцев до 1 года 4 месяцев. Если этого не произошло сейчас, стоит обратить внимание, показать малыша специалисту.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
замечает различия между своими и чужими;
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Слово специалисту
Важно не универсализировать. Имейте в виду, что расклад по неделям — среднестатистический. Не все молодые мамы это знают и понимают.
Я 22 года работаю с молодыми родителями и понимаю, как четкое деление по неделям может на них давить. Такой календарь, с одной стороны, дает последовательность того, чего стоит ждать от малыша, но, с другой, может включить тревогу у мам и пап: мол, почему у моего этого еще не произошло. Знайте: у каждого крохи индивидуальный темп развития. К тому же есть понятие варианта нормы, в которой существует большой разброс. Скажем, вариант нормы, когда ребенок может начать произносить первые слова, от 6 месяцев до года и 10 месяцев.
Темп развития, во-первых, зависит от наследственности. Есть семьи, где дети интеллектуально развиваются с опережением. А в других все очень ловкие, но говорить, например, начинают поздно. И в том и другом случае дело не в питании, не в развивающих методиках. Во-вторых, есть индивидуальные особенности ребенка. Малыш холерического темперамента, живчик, все стадии развития пройдет быстрее, чем уравновешенный малыш.
Тем не менее этапы развития полезно знать и учитывать, быть в курсе, что может произойти с ребенком, каков его следующий шаг. Иначе, скажем, лежит малыш на полу на коврике, вертится, но пока не перемещается, и мама спокойно оставляет его, а в какой-то момент приходит, а он уже грызет зарядку от телефона или провод от розетки, потому что резко научился ползать. Если вы предупреждены о скачках роста, то сможете понимать, к чему надо быть готовым.
Важен не столько точный срок прохождения ступенек, сколько понимание вариантов нормы и соблюдение последовательности скачков, это действительно очень важно. Внимательно относитесь, если какой-то этап ребенок пропустил. Например, если ребенок не реагирует на звуки или у него долго не появляется улыбка, но он уже и перевернулся, и пополз, то стоит насторожиться. Почему так важна улыбка? Потому что ее отсутствие указывает на аутистический спектр. Родители таких новорожденных могут этого не понимать, думать: это ребенок у нас такой серьезный.
Хорошо, когда младенца наблюдает опытный врач (в идеале семейный доктор), который видел огромное количество детей. У него наметанный взгляд, интуиция, чутье на нюансы. Если у родителей возникают сомнения, стоит показать ребенка специалисту, но не нужно включать тревожность. Достаточно раз в три месяца отвести малыша к опытному человеку. Замечательно, если мама младенца ходит на занятия в малышковые группы, наблюдает ровесников своего крохи, общается с теми родителями, у которых уже не первый ребенок, — они могут подсказать, стоит ли беспокоиться».