Известный педагог Василий Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев…». Давно известно, что развитие мелкой моторики — это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Но здесь важно не упустить момент и сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в начальной школе было легко. Владимир Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2 лет — иначе, по его мнению, могли неправильно закрепиться графомоторные навыки (движения пишущей руки) и угаснуть потенциальные способности. Когда же это действительно нужно делать?
Хороший почерк формируется не у тех, кто раньше других научился писать прописные буквы, а у ребятишек, рука и восприятие которых были правильно и вовремя подготовлены к обучению письму!
Всему свое время
Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни ребенка: рука, плотно сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы пытаются выполнить самые простые движения по захватыванию предметов. Однако, прежде чем детская ручка своими действиями начинает походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.
С 10–11 месяцев до года действия становятся функциональными: ребенок пытается применить предмет по назначению. В этот период совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.
На втором году малыш не просто манипулирует предметами, а хочет выяснить, какие действия с ними можно выполнить.
Третий год определяется тем, что ребенок активно и целенаправленно начинает использовать предметы по назначению и экспериментировать с ними. Руки ребенка в постоянном движении, в работе.
В возрасте четырех лет ребенок оказывается в детском саду — среди множества игр и дидактических материалов. Руками он начинает осваивать сенсорные «эталоны»: величину, длину, форму, структуру поверхностей. Малыш проходит путь от ощущения — к восприятию, от восприятия — к представлению, от представления — к пониманию.
На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы. Малыш с удовольствием демонстрирует поделки, выполненные собственными руками, и рассказывает о том, как они были выполнены. Если руку ребенка развивали с рождения, то он совершенствует свои «ручные» умения: осваивает более сложные способы складывания, сгибания, наматывания и пересыпания, использует ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы, применяет различные орудия труда и материалы. Привлекательным занятием становится написание по трафаретам цифр и букв. Это последний шаг подготовки руки к письму.
До 4–5 лет не стоит давать детям ручки и фломастеры: для того чтобы с их помощью получить точку или линию, нужно лишь слегка надавить. Рисование карандашами требует определенных усилий, что формирует нажим, необходимый для дальнейшего письма. Лучше всего в раннем возрасте использовать простые и цветные карандаши, кисточки, восковые мелки, а ручки и фломастеры отложить до начальной школы.
Где же ваши ручки?
Письмо — один из самых сложных процессов, которому маленькому человечку приходится обучаться. Умение писать требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения. Развитию именно этих навыков нужно уделить особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Чем лучше подготовить руку ребенка к письму, тем легче ему потом будет освоить сам процесс. Что вам может помочь?
Игры на развитие тактильного восприятия «тренируют» чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предмета, как мягкость и твердость, форма, вес, температура, текстура. «Узнавание» ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.
Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.
Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры — это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания.
Лепка из глины, пластилина и теста хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования (в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать).
Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми! Ведь рисовать можно разными материалом и способом.
Физкультурные упражнения хорошо тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствуют развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий.
Во что играть будем
Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки.
«Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и т. п. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.
Игры с катушками от ниток
Катайте катушки в ладошках;
наматывайте нитки на катушку.
Игры с носочками
Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;
пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.
Игры с зубными щетками. Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.
Игры с пуговицами, бусинами
Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;
поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.
Игры со шнурками. Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.
Маленькие хитрости
Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, — карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.
Первый — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.
Второй — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш — правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» — на средний пальчик, под голову «подушечку» — указательный, а сверху «одеялко» — большой пальчик.
Третий — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им!) гораздо сложнее.
Как определить в дошкольном возрасте, готова ли рука ребенка к письму? Точность графических действий зависит от развития мелкой моторики, ловкости пальцев и кистей рук, скоординированности их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Например, если он постоянно поворачивает лист, то есть не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, пальчики развиты слабо. Светлана Воронина, методист, и Людмила Ногина, психолог ЦДР «Чудо-сад» (Санкт-Петербург) предлагают провести простейшие тесты.
Готовность руки к письму можно оценить, проведя дома тесты.
Предложите малышу заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. В норме: штрихи должны быть ровными, параллельными, удаленными друг от друга на одинаковое расстояние, не выходящими за границы изображения.
Предложите ему раскрасить предмет на картинке.
В норме: штрихи должны быть ровными, выполненными со средним нажимом, без пробелов, учитывающими очертания границ.Предложите продолжить заданный узор в тетради с крупной клеткой.
В норме: ребенок видит клетку, ее размеры, задание выполняет аккуратно, строго по образцу, при наличии наклона тоже делает наклон.
От точки к букве
Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется. Не нужно пытаться контролировать форму и размер загогулин! Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения. Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге — такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки.
В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:
Раскраски
Раскрашивание картинок — одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Например, покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно. Пусть он заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.
Рисование
Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Попробуйте соединять графические элементы (с помощью дуг, линий, зигзагов) и рисовать орнаменты, узоры. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.
Прописи
Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.
Буквы
В возрасте 5–6 лет уже можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно подробно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями. Начинать лучше всего с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию. Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах и т. п.), подписать открытку сестре, бабушке, тете и т. п.
Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Скорее всего сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают. Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3–5 минут) делайте упражнения на расслабление (несколько раз сожмите и разожмите пальчики, слегка помассируйте предплечья и кисти). Не ругайте малыша и не сравнивайте его достижения с успехами других детей. Отбив таким образом охоту к обучению, в дальнейшем научить его писать красиво будет просто невозможно. Сохраняйте все детские работы и через некоторое время сравнивайте результаты, отмечая явный прогресс.
Лови момент
Елена Разухина, педагог образовательного центра «Аристотель»:
— Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано». Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные — куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша. С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку.
Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию. Вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на