Мы растим детей так, как знаем и можем. Лучше это получается у тех взрослых, у кого доброе сердце и нестандартное мышление, кто с фантазией подходит к воспитанию детей. Помните, как в фильме «Джентльмены удачи» герой Евгения Леонова говорил в саду детям, которые не хотели есть: «Мы все полетим на космическом корабле. А для этого надо подкрепиться». И дети съели весь обед. Мы пообщались с родителями, почитали форумы и собрали педагогические подсказки, как с помощью разных уловок суметь договорить с ребенком, разрешить конфликтную ситуацию и исправить проблемы в поведении.
Когда ребенок балуется
«Я наблюдала, как подруга „разбирается“ со своим сыном 6 лет. Он что-то набедокурил, и она принялась с ним беседовать. Причем подруга в тот момент была занята, но бросила свои дела ради разговора с ребенком. Подробно все расспрашивала: что ты сделал, а зачем ты это сделал и т.д. Разложила его поведение „по полочкам“, при этом ни разу не сказала, что он поступил плохо — только спрашивала и объясняла. А сын слушал и вникал, что так больше делать не следует». Florans
«В британском детском саду мы используем методику «позитивного подкрепления» и «хорошего выбора — печального выбора» («good choice» — «sad choice»). Педагоги регулярно спрашивают учеников: «Как ты думаешь, тот выбор, который ты сделал, хороший или печальный?» Это помогает выставить рамки поведения. Например, ребятишки сидят и слушают педагога, который читает им сказку. Внезапно кто-то из детей решает, что ему больше хочется кувыркаться на ковре. Педагог не будет повышать голос или делать шалуну замечание, учитель скажет, что это «sad choice» — печальный выбор. Обратите внимание, не плохой, а печальный. Дети не любят расстраивать педагогов, поэтому стараются не делать то, что называется «печальный выбор».
Суть метода «позитивного подкрепления» в том, чтобы хвалить вежливых учеников, игнорируя при этом непослушного ребенка. Допустим, если Петя решил побегать во время занятия, педагог не будет акцентировать внимание класса на нем, он начнет делать комплименты дисциплинированным детям: «Сережа сидит и внимательно слушает, задает вопросы. И Машенька внимательно слушала историю и задала правильный вопрос» и т.д. Петя понимает: всех похвалили, а его — нет, он задумывается о том, что сделал какой-то «печальный выбор» и нужно исправляться».
Читайте также: «8 фраз в адрес детей, которые не услышишь от воспитателей в Европе»
«Моя пятилетняя дочь в свое время легко поверила в существование сказочных эльфов, которые приходили только тогда, когда она себя хорошо вела в течение дня. Дело в том, что мне приходилось много работать, а за ребенком присматривала свекровь, которая каждый вечер жаловалась на плохое поведение внучки. Мол, непослушная, балованная, книжки читать не хочет, игрушки разбрасывает. Мне, честно говоря, было обидно слышать жалобы. Вероятно, дочка просто старалась привлечь к себе мое внимание, которое я не могла дать в полном объеме. В общем, я придумала эту игру с эльфами. Они оставляли дочке подарочки в тайных местах, но при условии, что она вела себя, как следует. И сработало: дочка с любопытством ждала вечера, чтобы узнать, приходили или нет к ней эльфы». Елена
«Моему старшему 5 лет. Раньше частенько делал вид, что не слышит. Тогда я присаживалась на колени и говорила с ним на одном уровне, так, чтобы смотреть глаза в глаза. Сработало. А по-другому никак». Avrina
Когда требует купить что-нибудь
«Я так часто делаю. Это очень хорошо работает. Дома договариваемся, что купим ребенку что-то, обычно это то, что я уже и так запланировала купить (фрукты, соки, творожки). Еще я часто практикую вот что: собираемся в магазин, говорю, что идем за хлебом и денежки у мамы только на хлеб. Тогда в магазине ведет себя спокойно». Irisha
«Сын не любит ходить по магазинам, весь изводится, тянет за руку, чтобы скорее уйти оттуда. Придумала ему „замануху“: каждый раз мы должны купить что-то новенькое из овощей, фруктов или соков для домашней дегустации. Фрукты или ягоды и сок мы пробуем, обмениваемся вкусовыми впечатлениями. А для овощей придумываем рецепт: запекаем, жарим, делаем чипсы». Лариса
Читайте также: «Как справиться с капризным ребенком, не превращаясь ни в тирана, ни в тряпку»
Когда не хочет учить уроки
«Когда дочка только начинала учиться в первом классе, ей было трудно делать домашние уроки — не могла долго сидеть на одном месте, крутилась, отвлекалась, ошибалась, переписывала и домашнюю работу могла делать полдня. Тогда я ей придумала мотивацию в виде волшебной сумочки с сюрпризами. Если она делает без ошибок быстро уроки, выбирает себе подарок. Я покупала шарики, шоколадные медальки, игрушки, книжечки, всякую мелочевку, клала в сумку, и ребенок опускал в нее руку, вытаскивала поощрение. Надо сказать, эта мотивация помогла войти в рабочий ритм». Марина
«Летом сыну нужно было выучить список английских слов. Этого ему делать не хотелось категорически, и первые дни он садился за учебник, что называется, из-под палки. А потом я предложила ему устроить на балконе летнюю школу, в которой сын будет учителем, а я его ученицей. Мы вынесли туда доску с мелками, соорудили мягкие кресла и даже чай взяли. Сын диктовал мне слова на русском и на английском, я писала их перевод, а он проверял ошибки и ставил мне оценки. Надеюсь, результат закрепился в его памяти, по крайней мере, играл в школу он с удовольствием». Татьяна
«Дочка любит играть в игру „Тепло-холодно“, искать спрятанные записки, в каждой из них есть подсказка, где лежит следующая. Сейчас дочка в 3-м классе, и я усложнила ей задачу: в записках пишу задания из школьной программы: например, следующая записка лежит около слова, которое в переводе с английского значит стол, или реши пример, ответ будет подсказкой, где искать следующую записку». Галина
Читайте также: «Сплетники, зануды: 10 типов родителей, которые раздражают воспитателей в детсаду»
Когда есть проблемы с едой
«Сыну 8 лет, готов целый день питаться одними конфетами, печеньями, чипсами, солеными сухариками. Еще пить сладкие газированные напитки. Поняли, что запрещать бесполезно, он и в школе может купить что-то из этого списка. Поэтому придумали дни, когда вредные вкусняшки можно есть официально: снеки в субботу (но порция — небольшая вазочка), а сладости — в среду во время вечернего чаепития. Теперь у нас есть семейный ритуал, ребенок, к слову, не нарушает порядок, терпеливо ждет назначенного времени». Ольга
«В саду воспитатель посетовала, что дети не приучены есть овощи. Однажды дома я жарила оладьи из кабачков, зелени и чеснока. Каждый промазала сметаной, сверху накрыла кружочком помидора, выложила оладьи на блюдо и позвала сына на „царский завтрак“. К моему большому удивлению, он съел несколько штук и очень хвалил. Хотя обычно не ест ни кабачки, ни зелень». Ritka7
Когда капризничает
«Переключаю внимание своих малышей так: предлагаю им попрыгать как зайчики, лягушка, пройтись как медвежонок или пингвин. Настроение сразу улучшается, прыгают с удовольствием. Иногда мы с ними и по улице так идем, когда они устают, просятся на ручки, я им предлагаю повеселиться». Nastya
«Когда дочь капризничала, плакала, я давала ей стаканчик и обещала, что, она если „наплачет“ полный стакан, то куплю ей все, что хочет. В общем, главное, переключить внимание. Это работает лет до 5. А потом только объяснять». Musik
«Если ребенок отказывается купаться, то разговор с ним такой: «Не любишь ванну — держи душ. Не любишь душ — держи ведро с ковшичком. Ничего не любишь — значит, три минуты в сутки терпишь, сцепив зубы. Любишь не любишь, а чистота должна быть». Splinters
«Когда мое чадо начинает громко кричать в знак протеста, я ему спокойно говорю: „Кричи громче, а то соседи не слышат!“ Он сразу умолкает и уже спокойно говорит, что конкретно ему не нравится». Data
Читайте также: «Тайный смысл детских капризов: 5 вещей, которые не понимают родители»
Когда нужно приучить к домашним обязанностям
«У моих бывает ротация обязанностей, важно, что ты отвечаешь за что-то конкретное. Пусть на день, на неделю. Это приучает помнить и выполнять то, что надо, приучает к ответственности! Важно не столько сама их работа, а то, что они помнят, что надо ее сделать и делают ее старательно. Начинала я к этому приучать лет с 3-4 по чуть-чуть». Галина
«Меня приучили в моем детстве мои дедушка с бабушкой: как только я понял, что такое молоток, взялся помогать деду, гвозди забивал везде, где только можно было, зато руки из нужного места выросли. А теперь мой трехлетний сынишка старается помочь мне. А все началось с того, что мы вместе собираем игрушки, я всегда ему предлагаю свою помощь. Ребенок видит такое отношение и тоже хочет помочь взаимно». Snake77
Читайте также: «Очень капризный ребенок: что делать родителям — объясняет психолог»
Когда не хочет сам одеваться
«Набраться терпения прежде всего. Не ругайте, не кричите, не учите ребенка в суете. Объясняйте тогда, когда будет достаточно времени, у зеркала — пусть ребенок все пуговки застегнет. Можно начинать с игрушек: медведя и куклу одеть и раздеть, научиться очередности в одежде. Играя с ребенком, оденьте на его глазах куклу, а затем попросите, чтобы он сам повторил. Как закрепите это, можно переходить, чтобы сам ребенок оделся. Научить молнию застегивать на курточке, ветровке, толстовке. Шнурки завязывать. Все это пригодится. Есть сложные вещи, не поймешь, где перед, где зад. В этом случае нужно сделать красивую аппликацию или вышивку впереди. Научить ребенка определять перед и зад, изнанка». Ирина, дважды бабуля.
«Мы пошли в сад в 3 года, дочка с трудом одевалась сама. Но за какие-то 2-3 недели научилась одеваться правильно. Плюс ко всему мы дома играли: кто быстрее наденет джинсы или футболку, к примеру, тот чемпион. Я никогда не поощряла конфетами или вкусняшками, а только «званиями». Natasha2156
А какие хитрости вы используете?