Аутизм может проявляться по-разному, поэтому не заметить его у ребенка вполне возможно. Не случайно в последнее время, когда речь заходит о детях с данной особенностью развития, все чаще используется термин «расстройства аутистического спектра». Мальчик, который расставляет игрушки из мультика «Тачки» в точной последовательности в соответствии с гонкой из второй части, называет все мировые столицы, знает флаги всех стран — и плачет от подарка, потому что это был сюрприз, и он не знал о нем заранее. Девочка, которая любит кружиться на одном месте, соглашается надевать только одно конкретное платье и не пользуется устной речью. В обоих случаях у детей аутизм, внешние проявления которого различны, как и сами дети. Можно описать десятки непохожих друг на друга детей с аутизмом.
Тревожные звоночки
Предположительно, около 2% населения земного шара имеет расстройство аутистического спектра. Есть то, что объединяет между собой всех этих людей — это трудности социализации, коммуникации и повторяющееся, ограниченное поведение. Но эти трудности могут по-разному быть выражены у разных детей: у кого-то сильнее, у кого-то слабее.
Первыми особенности в развитии своего ребенка замечают родители — кто-то в первый год жизни, но в 90% случаев мамы и папы замечают, что что-то не так, только к двум годам. Они сравнивают ребенка с ровесниками, вспоминают свой жизненный опыт и анализируют информацию из книг и интернета. Но аутизм — скорее всего, далеко не первое, что придет им на ум. Чтобы заподозрить наличие аутизма, необходимо обладать достоверной информацией об этом расстройстве, опытом общения или наблюдения за детьми с РАС.
Основные признаки аутизма
Ребенок избегает контактов, стремится к одиночеству. У него наблюдается задержка речевого развития, навязчивые формы поведения, он неадекватно реагирует на прикосновения и другие раздражители: звуки, свет. Как правило эти особенности проявляются в первые два года жизни, но иногда дают о себе знать в возрасте до 5 лет.
Беспокойство приводит родителей к врачам и педагогам, от которых они могут в первый раз услышать про аутизм и получить рекомендации о дальнейшей стратегии действий. Но, к сожалению, так происходит не всегда — даже среди специалистов встречаются те, кто руководствуется стереотипными представлениями о развитии ребенка, и это, конечно же, очень опасно. Не сумев разглядеть проблему, он могут успокоить родителей тем, что «мальчики позже начинают говорить», «она же девочка, поэтому стесняется общаться с другими» и так далее. Меж тем, чтобы помочь ребенку с аутизмом социализироваться, необходимо как можно раньше оказать помощь.
Чем старше становится ребенок, тем заметнее становятся особенности его развития. Но при более легких признаках аутизма малыша могут считать просто ленивым, невнимательным, вредным или, наоборот, одаренным, которому «тяжело вписываться в стандарты». Или даже о том, что просто родители неправильно его воспитывают. Более ярко выраженных признаках аутизма проблему могут путать с другими нарушениями развития (например, нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха, интеллектуальные нарушения и т.д.). Это усложняется еще и тем, что аутизм может идти в сочетании с другими проблемами.
С чем можно перепутать аутизм
Частичная задержка речи, когда ребенок может говорить только в определенных ситуациях.
Слабоумие — при серьезных формах симптомы могут напоминать аутизм.
Oбсессивно-компульсивное расстройство. Повторяемое и навязчивое поведение присутствует в обоих случаях.
Тревожное расстройство личности, когда ребенок избегает социальных контактов.
Объем информирования об аутизме увеличивается с каждым годом. Диагностика становится все более точной. Благодаря этому все больше семей с маленькими детьми обращаются за коррекционно-развивающей помощью. Если у родителей появились сомнения, они могут самостоятельно пройти
Специалисты Городского психолого-педагогического центра оказывают поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Записаться на консультацию в центр можно