Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как развить память у дошкольника: 6 эффективных игр и упражнений

Память — важный для обучения и развития познавательный процесс. И если в этой области есть нарушения, то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и легко.

2 августа 2020
Как развить память у ребенка упражнения
Источник:
Andrew Rich/Getty Images

«Другие дети в этом возрасте…»

Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. Действительно, память — важный показатель готовности к школе. Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учебе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребенка просто никто не занимался.

«Когда родился первый ребенок, я была увлечена идеей естественного воспитания. Без садика, без всяких логопедов-психологов, без компьютеров и телевизоров. Мы переехали на дачу, жили там круглый год, дети целыми днями играли на улице, и я радовалась тому, что мы в таком единении с природой. А когда вернулись в город — идти в школу, на консультации нам сказали, что ребенок отстает от всех детей в своей возрастной группе. Для меня это было удивительно — всегда считала, что развитие должно идти само по себе. Спасибо учительнице — она стала заниматься дополнительно. За полгода ликвидировали все пробелы. Похоже, перегнула я с естественным воспитанием».

Как же развить память у ребенка? С одной стороны, память действительно развивается сама — в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4−6 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться — особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия — часть программы.

Домашние уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, разыгрывание сценок, или чтение стихов по ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы это делаете.

Обсуждать при ребенке проблемы памяти, ваши опасения, с этим связанные, не стоит. Также не стоит давать оценки, напоминать, что вы следите за результатом. Это будет только поводом для тревоги, а не стимулом улучшить свою память.

Как развить память у дошкольника: 6 эффективных игр и упражнений
Источник:
Getty Images/Tetra images RF

«Мой ребенок помнит все, что не надо»

Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной. Какую-нибудь шутку или явно не детский стишок — ребенок схватывает просто на лету. А вот слова песни про осень выучить не может. Причина такой избирательности — разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись — конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны были позаботиться взрослые. Особенно если слов много или они трудные для запоминания. Создать мотив нетрудно, главное — он должен иметь позитивную окраску.

«Нам всегда тяжело учить стихи к утренникам. Не любит дочка это занятие. И уговаривать приходится, и обещать подарок за выступление. Свекровь, увидев однажды, как мы занимаемся, сказала: „Нет, это не дело. Давай-ка ее ко мне на выходные. Моя подруга придет. Она сорок лет в садике проработала. Медведя может заставить поэму выучить“. Я согласилась. Жалею до сих пор. Дочь стишок выучила, но на утреннике ее стало тошнить, и, конечно, на сцену ее не выпустили. А теперь она вообще отказывается в чем-либо участвовать. И не запоминает ничего».

Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься — никуда с нами не поедешь» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избегание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жесткий мотив дезорганизует совсем — вызывает страх.

То же касается и сверхсильной мотивации. Ребенок не боится, а, наоборот, слишком сильно хочет сделать все, как сказали. «Мы придем всей семьей, мы будем тебя фотографировать. Ты уж нас не подведи — там целый зал народу будет». Всем процессам памяти: запоминанию, сохранению, воспроизведению — такая мотивация мешает. И забыванию (а это также процесс памяти) тоже. На выступлении половину забыл, половину перепутал, зато потом эта речь годами из головы не выходит. Слово в слово.

Как развить память у дошкольника: 6 эффективных игр и упражнений
Источник:
Getty Images

Это что, возрастное?

Многие взрослые полагают, что, чем старше ребенок, тем хуже у него память.

«Лера в три года могла пересказывать целые рассказы — с точностью до слова. И с той же интонацией, и с теми же паузами. Все говорили, что это — необычный ребенок. Мы, признаться, тоже ждали от нее проявления способностей. В школу раннего развития отдали — с двумя языками, с занятиями логикой и литературой, с музыкой. Но нет, сейчас никаких особых способностей не видно. И запоминает ровно столько, сколько скажут».

Конечно, в возрасте 6 лет говорить о том, что ухудшения памяти — следствие возраста, совершенно неправильно. И память, и внимание, и мышление, наоборот, активно развиваются. Ослаблять познавательные способности могут внешние неблагоприятные условия. Например, излишние нагрузки. Какими бы интересными и увлекательными ни были занятия, их тоже может быть слишком много. У детей бывают состояния, похожие на СХУ (синдром хронической усталости), когда и интерес к происходящему теряется, и способности ослабевают. Ухудшение памяти может быть следствием психической травмы. Причем не сразу, а в отдаленном периоде, когда, казалось бы, все неблагоприятные события уже остались в прошлом.

Такие же изменения бывают, если ребенок постоянно подвергается стрессам — пусть и не особенно сильным. Например, живет в условиях конфликтов взрослых или часто меняет место жительства. Конечно, имеет значение и общее состояние здоровья. Трудности с запоминанием могут быть при неврологических заболеваниях, болезнях ухо-горло-носа, любых нарушениях, сопровождающихся болями. В этих случаях, конечно, стоит начать лечение основной проблемы — и память сразу улучшится.

Как развить память у дошкольника: 6 эффективных игр и упражнений
Источник:
Getty Images

Игры и упражнения для развития памяти у ребенка

  1. Найди, что изменилосьПоложите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

  2. Клубок
    Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

  3. Визуализация
    Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.

  4. Пары слов
    Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака — миска, окно — занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30–40 минут еще раз говорите одно слово из пары — ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.

  5. Повторяй за мной
    Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.

  6. Кто больше?
    «Что бывает синего цвета?» — говорите вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.

Больше полезных материалов о развитии способностей у ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения