Положа руку на сердце — ну кто из родителей не грешит бестактностью в разговоре с ребенком?
Хочется узнать о своем ребенке как можно больше: чтобы наладить доверительные отношения, как советуют психологи, и чтобы проконтролировать, и соломки вовремя подстелить. А на деле получается, что забываем о личных границах и бесцеремонно вторгаемся в его жизнь, вызывая обратную реакцию. Вроде бы говорим с детьми на их языке — просто и понятно, а на деле это выглядит, как проявление неуважения.
Мы стали задавать слишком много вопросов ребенку и удивляемся, почему он не хочет ничего нам рассказывать. Дошкольники делают вид, что не слышат, игнорируют, отвечают односложно, а у подростков мамины «почему и как» вызывают раздражение, потому что расцениваются не как забота, а как контроль и давление, что им совершенно не нужно.
Почему за привычными, на первый взгляд, словами кроется совсем другой смысл? И как ребенок расшифровывает послание взрослых, психолог объясняет на конкретных примерах.
Кого ты больше любишь: маму или папу?
Как ни странно, такой вопрос задают детям самого разного возраста довольно часто. Иногда сами родители, иногда родственники или даже случайные знакомые. Но суть от этого не меняется: такая формулировка ставит ребенка в тупик. Как бы он ни ответил, вполне вероятно, что будет долго испытывать чувство вины. И совсем недопустимо, чтобы такой вопрос задавали папа или мама. Родителю, которого волнует это, нужно в первую очередь разобраться со своими собственными переживаниями.
Ну, что ты сегодня опять натворил?
Даже если ваш номер записан в телефоне директора школы, и от педагогов ребенок слышит одни замечания, это не значит, что вместо «Привет!» родители теперь должны приветствовать его только такими вопросами. Даже если для всех вокруг ваш ребенок — источник головной боли, не нужно общаться с ним так, будто ничего хорошего ни мир вокруг, ни вы сами, от него уже не ждете. Только видя в ребенке лучшее, только искренне веря в это лучшее в нем, можно действительно ему помочь. О принципах воспитания родителей успешных детей, можно прочитать в нашей статье.
Как дела в школе?
Сделал домашку? Завтракал сегодня? А кровать застелил?
Все эти вопросы и подобные им (часто идущие один за другим, как заученный текст) не помогут вам наладить общение с ребенком, а только создадут у него впечатление, что ваша заинтересованность в его жизни поверхностна. Кстати, вы сами можете помочь ребенку, например, научиться делать уроки хорошо и быстро.
Почему в комнате бардак?
Сокрушается родитель, заглянув в комнату подростка, и совершает как минимум две стратегические ошибки. Это территория ребенка, а разве принято гостям диктовать условия хозяину? Подросток обустроил себе такой порядок вещей, который удобен ему. С точки зрения взрослого — полный бардак, с точки зрения ребенка — творческий хаос. Это вопрос уважения личных границ. Возможно, так он демонстрирует свой протест против родительского контроля и декларирует позицию самостоятельности. А чтобы у мамы или папы не было опасений, что наследник вырастет грязнулей, вспомните первое правило воспитания: личный пример. Если у вас в квартире все убрано и разложено по местам, то, скорее всего, ребенок продолжит эту традицию.
Почему все поняли, что делать нужно, один ты не понял?
Иронически замечает папа, увидев оценку по контрольной. Часто родители задают ребенку вопрос, почему он что-то не сделал так, как сделал его друг, не преуспел в чем-то, как одноклассник. Но сравнивая успехи ребенка, взрослые рискуют вырастить из него невротика, постоянно неудовлетворенного своими результатами. Нелестная оценка не вызывает желания добиваться результата, а вызывает эмоции — раздражения, злости, обиды. Просто представьте, как в ответ на ваше сравнение ребенка с более успешными в учебе одноклассниками, он начет сравнивать вас с другими родителями в такой же манере. Не очень мотивирует, правда?
Зачем тебе деньги? Ты еще маленький
Вспомните, как в детстве нам поскорее хотелось стать взрослым и как обижало снисходительное отношение старших. В этих словах есть доля недоверия к ребенку. Но главная ошибка родителей в другом. Навыки обращения с финансами закладываются тоже с раннего возраста. Если взрослые придерживаются другого мнения, предпочитая не вовлекать в финансовые вопросы детей, то делают для них медвежью услугу. Карманные деньги учат ребенка не тратить лишнего, экономить, не делать спонтанных покупок. И начинать обучать ребенка финансовой грамотности лучше как можно раньше, сперва в формате игры, а затем и с помощью обращения с карманными деньгами.
Как нужно выстраивать диалог
О чем же спрашивать своего ребенка? В первую очередь, важно, чтобы вы понимали цель разговора. И потом анализировали: а действительно ли мой вопрос про домашнее задание поможет ребенку почувствовать мою заинтересованность? А если я спрошу, любит ли он меня, это поможет ему почувствовать мою поддержку? Если цель вопроса и сам вопрос не очень согласуются, это повод задуматься о том, что лучше не спрашивать. Чтобы поддержать, уточните, чем можете помочь. Чтобы наладить контакт, спрашивайте о том, что вашему ребенку действительно интересно. Чтобы показать, что вы ребенка любите, лучше ничего не спрашивать, а просто сказать об этом вслух.