Существует мнение, что если ребенок не ходит в детский сад, то ему сложно привыкать к школе.
Я думаю, это только потому, что дома нет требований. Вошло в моду, что ребенок некий командир дома. То есть все существует по его распорядку. Но это нарушение его границ. Причем тут границы? Когда вы даете определенные требования, которые есть в семье, а ребенок хочет в игре, играть с утра до вечера невозможно. У нас у каждого есть свои обязанности в разном возрасте. Если родители не заигрывают, а именно воспитывают ребенка, то мне кажется, ребенок просто переходит к другим требованиям.
Если требований нет в семье, в дошкольном возрасте, то их не будет и в школьном возрасте. Я часто наблюдаю, когда родители, провожая ребенка в детский сад, говорят «А ты возьмёшь на занятие машинку?». Но на занятии не нужна машинка. Не надо задавать лишних вопросов малышу. Оставь машинку и иди на занятие, например.
Или если он капризничает, или ему что-то не нравится, то надо спросить об этом, а если не говорит — анализировать, почему он не хочет туда идти. Иногда дети сопротивляются не потому, что не хотят, а потому что не могут, не способны что-то выполнить.
Есть родители, у которых нет четких требований — вседозволенность, это тоже против ребенка. Этому ребенку будет вдвойне трудно в школе, тогда действительно лучше детский сад. Тогда хоть что-то привьют, если дома полная анархия. Мне анархический тип управления не нравится. Я за то, чтобы во всем был порядок и посильные, разумные требования. Исключения могут быть. Но если вы говорите ребенку что первое, что нужно — это заправлять постель, значит требуйте это каждый раз. Хотите, чтобы убирал игрушки — требуйте это каждый раз. Это касается многого, что требует дошкольный возраст и семья вполне справляется с этим. У нас сейчас часто «договариваются» с детьми. Не надо ни про что договариваться. Потому что есть обязанности, которые не требуют договора.
То есть, есть требования — их надо выполнять?
Ну, конечно. Они простые. Например, чистить зубы, умываться, ходить вечером в душ. У каждой семьи свои. Эти требования же прививаются в семье. Какие устои в семье, то и прививается детям. Тогда и в школе будет просто.
Если ребенок не ходит в детский сад, как его готовить к школе?
Не люблю словосочетание «подготовка к школе». Многие люди думают, что готовить к школе — это значит научить читать и писать. Да, во многих учреждениях это сейчас абсолютное требование. Но мы же говорим с вами ответственно.
Во многих школах сейчас уже отказываются от того, чтобы ребенок приходил умеющим читать. Многие учителя говорят: не надо, не учите.
Браво! Я во многих учреждениях говорила, как мантру: «Пожалуйста, учебный процесс должен начинаться с 7 лет. Обучение должно быть в школе, а не до школы. Мне все говорят — вас не услышат. Услышали. Вы в очередной раз мне сейчас преподносите подарок.
Я просто в очередной раз столкнулась.
Это правда. Это не откат назад, это разумность, потому что дети физиологически не готовы до 7 лет учиться. Все формируется после 7 лет. Все функции, которые нужны нам для чтения, письма, счета. Так что не дергайте ребенка раньше времени.