Поздняя диагностика аутизма в наше время не редкость, учитывая широкое разнообразие симптомов. Расстройство аутистического спектра (РАС) у ребенка можно банально не заметить, например, если у нет поведенческих или иных особенностей, которые сразу маркируются как нейроотличные или он научился их маскировать.
Некоторые люди с РАС способны общаться также, как и другие дети, интересоваться понятными и одобряемыми вещами. Лишь во взрослом возрасте, когда мир усложняется, а стресса становится больше, симптомы РАС могут проявиться во всей своей полноте.
1. Успехи в учебе
Многие аутичные дети хорошо успевают в школе, из-за этого их аутизм остается незамеченным. Затем, из-за того, что ребенку вовремя не диагностировали аутизм, во всех его отклонениях в поведении будут искать или выдумывать любые другие причины.
Даже опытные педиатры могут пропустить симптомы, если ребенок способен на вербальное общение и развивается в соответствии с нормой. В некоторых случаях ребенок с легкостью учится в начальной школе, и трудности начинаются только с переходом в пятый класс — когда задачи становятся более абстрактными, а требований появляется все больше и больше.
В этом случае у ребенка могут начать проявляться классические признаки РАС: раскачивания, отсутствие зрительного контакта и навязчивое поведение. Их довольно часто путают с тревожностью или признаками социальной дезадаптации.
Чем сложнее становится мир вокруг, тем большее аутичные дети используют саморегулирующее поведение, например стимминг (повторяющиеся или необычные движения тела) или эхолалию (бессмысленное повторение слов), чтобы успокоить себя. Эмоциональные срывы, вызванные сенсорной перегрузкой, вешают на ребенка ярлык «трудного», отдаляя его от сверстников и лишая возможность получить помощь.
То же самое происходит и со взрослыми — если человеку удалось держаться на протяжении учебы и последующей жизни, серьезные изменения — вроде окончания вуза, начала работы или рождения детей — могут вызывать появление симптомов аутизма.
2. Ошибочные диагнозы
Аутизм чаще всего диагностируется у детей в возрасте от трех до пяти лет. Если диагноз поставлен не было, все последующие проявления будут связывать с другими состояниями.
Согласно исследованию 2019 года, опубликованному в журнале «Аутизм», 10,3% взрослых с РАС в детстве был ошибочно поставлен диагноз СДВГ, а 12,1% детей, получивших диагноз СДВГ, впоследствии выяснили, что у них аутизм. Чем старше ребенок, тем меньше вероятность получить верный диагноз.
С чем обычно путают аутизм
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Социальное тревожное расстройство (САР)
Тревожное расстройство разлуки
3. Изменения в критериях
Другой причиной постановки неправильного диагноза заключается в том, что человек мог родиться до того, как в DSM и МКБ были пересмотрены критерии аутизма. Оба диагностических справочника раз в несколько десятилетий обновляются в соответствии с новыми данными и исследованиями.
Например, в МКБ-10 существуют отдельно детский аутизм и синдром Аспергера, в то время как в МКБ-11 они объединены под одним название РАС. То же самое было и с американским справочником DSM-5: до его выхода в 2013 году аутизм также делился на типы.
4. Гендерное неравенство
Исследования показывают, что девочкам аутизм диагностируют в четыре раза реже, чем мальчикам. На это оказывают влияние как гендерные предрассудки — говоря об аутизме, большинство людей благодаря медиа и фильмам представляют мужчин, так и другие причины.
Исследование, проведенное в 2015 году, выявило, что у девочек может быть генетический «иммунитет» к некоторым симптомам РАС — «женский защитный эффект». По неизвестным причинам женщины с аутизмом, как правило, лучше функционируют в социальных ситуациях, в отличие от мужчин.
В то же время, возможно, некоторые черты РАС могут быть более «проблемными» у мальчиков, чем у девочек. Например, трудности с координацией движений точно заметят у мальчика-спортсмена, но пропустят у тихой девочки, которая часто врезается или падает.
То же самое касается и общениея — учителя заметят застенчивого и необщительного мальчика, но не девочку — во многих культурах ожидается, что девочка именно так и будет себя вести.
5. Маскировка
Как мы уже упоминали выше, некоторые люди отлично маскируются. Осознавая ожидания взрослых, ребенок с РАС учится вести себя «нормально» — не заниматься стиммингом, смотреть в глаза, больше общаться с окружающими. Это может приводить в дальнейшем к большему количеству срывов — постоянное напряжение ведет к перегрузке нервной системы.
Окружающие видят лишь одну сторону человека, его «маску». Именно поэтому после постановки диагноза люди начинают замечать, что человек ведет себя более «аутично» — вероятнее всего, он учится не притворяться в угоду других.
Признаки аутизма у взрослых
Тревога по поводу социальных ситуаций
Избегание зрительного контакта
Может казаться окружающих резким или грубым
Трудно заводить друзей
Трудно понять, что думают или чувствуют другие люди (опционально)
Сложно выразить свои чувства
Сильный интерес к конкретным вещам (может говорить о предмете интереса часами)
Сложности с пониманием социальных правил
Внимательность к деталям, чувствительность к звукам и запахам
Любит проводить время в одиночку
Может воспринимать вещи буквально
Сложности с пониманием социальных правил