Задумываемся ли мы, насколько плотно технический прогресс включен в жизнь ребенка с первых минут его жизни? Маленький человек часто встречается с экраном уже в момент своего рождения — многие родители делают первые фото и видео этого события.
Порой первое, что видит в наши дни новорожденный — это не лицо акушера или мамы, а экран мобильного телефона, на который его фотографируют. Как это скажется на его психике?
Первые улыбки и первые шаги также отправляются в Сеть. Первый личный контакт с экраном сейчас случается все раньше. Согласны мы с этим или нет, это новая реальность. Попробуем, не давая этому оценок, проследить как это меняет мир малыша и мамы?
Рождение новой личности через взаимодействие с другим
Про мнению детских психологов, одна из ключевых задач психики младенца в первые месяцы жизни — это получение представления о себе как об отдельном от мамы человеке. Этот, на первый взгляд, понятный факт совсем не так очевиден для новорожденного малыша, который еще недавно был единым целым с матерью.
Осознание происходит постепенно, через ощущения тепла и холода, голода и насыщения, света и тени. А главное — через контакт с другим человеком, прежде всего с мамой. Материнский голос, взгляд, прикосновения — все это помогает понять, что в незнакомом внешнем мире существует кто-то другой, отдельный, и он меня видит, слышит, откликается.
Экран гаджета — третий участник или новая мама?
Когда мама снимает ребенка на телефон, обращаясь к нему, младенец видит прежде всего экран, направленный на него, и откуда-то издалека за ним слышит маму.
В случаях, когда мама снимает малыша часто, младенец сталкивается с экраном не реже, чем с материнским лицом. Материнский взгляд смотрит не на ребенка, а на экран. Ребенку остается только голос.
Может ли ребенок осознать, что это два разных объекта или он теперь представляет маму как что-то слитое с экраном?
Масштабных исследований еще не проводилось, поэтому психологи не могут сказать, как это влияет на развитие идентичности. Однако мы точно можем сказать, что этот третий участник контакта мамы и младенца становится важной частью их взаимодействия.
В контакте с виртуальной реальностью
До появления Интернета ребенок впервые видел себя только в зеркале. Обычно эта встреча происходит с 6 до 18 месяцев и сопровождается постепенным узнаванием себя.
Эта важная фаза в жизни ребенка, названная французским психоаналитиком Жаком Лаканом «стадией зеркала», отвечает за окончательное формирование «Я» ребенка, создает представление о себе: о том, как он выглядит, о своем размере, границах своего тела.
Поскольку все это происходит в момент встречи с зеркалом, малыш получает максимально точное представление о себе и узнает себя настоящего. Новая реальность, где в телефонах содержится много фото и видео малыша, где делаются селфи и записываются видео с мамой, которые потом могут показываться ребенку, он довольно часто видит видео с собой маленьким, смотрит на себя «в прошлом».
Это не просто зеркало, которое повторяет движение и отражает малыша, а некий другой малыш, это Я — в прошлом, который двигается, говорит и существует сам по себе.
Возможно, пока психика не готова воспринимать это изображение, ребенок будет относиться к таким видео как неким картинкам, не идентифицируя их с собой. Нам сложно сказать.
Однако в подобные моменты происходит нечто новое — в виртуальной реальности уже остается его образ, часть его истории. И если первые поколения пользователей Интернета регистрировались в сетях самостоятельно, осознанно формируя свой «идеальный» образ в сетях, то наши дети уже с рождения в них присутствуют, участвуют, оставляют следы.
Таким образом, контакт с виртуальной реальностью становится с малых лет чем-то естественным, частью жизни современного ребенка.
Первая привязанность
Поэтому не стоит удивляться, каким логичным становится для наших детей контакт с первым гаджетом и насколько он становится не только частью развлечения, а в некотором роде частью его самого, его Я.
Недаром сейчас контакт с экраном осуществляется через жест прикосновения, который считается у психологов важной частью начала привязанности, овладения.
«Touch screen» технология была разработана гениальными маркетологами, так как касание, поглаживание — это наиболее естественная форма взаимодействия и присвоения.
Формируется новая форма привязанности: не только к родителям и друзьям, но и к экрану, который фактически с самого рождения был рядом, участвовал и наблюдал, отражал и откликался, запоминал и показывал воспоминания.
Хороший пример недавно привела учительница 8 класса, в котором перед уроком дети оставляли свои телефоны в специальных ячейках на стене у входа в класс. Она рассказала, что специально ведет урок в том самом углу, потому что школьники не спускают глаз с телефонов, которые они оставили, и таким образом все 30 пар глаз смотрят на нее.
В этой остроумной истории есть много подтверждающего наши предположения о том, что гаджет — это, вероятно, не предмет зависимости, а часть новой реальности нового человека XXI века.
Без паники
Пока мы не можем давать оценок тому, как именно присутствие виртуального изменит нового человека. Впереди еще много исследований. Но мы точно знаем, что полностью игнорировать и исключать эту часть жизни мы уже не можем.
Единственное, что можно сделать — это как минимум не исключать, не уменьшать участие живого, телесного, взрослого в жизни ребенка. И вместе с ним строить гармоничные отношения с современными технологиями.