«Хватит плакать!» «Ты что, нормально объяснить не можешь?» «Я же сказала, перестать скакать!» «Ну сколько раз еще надо повторить?»
Нередко родители заваливают ребенка множеством замечаний в уверенности, что он просто вредничает или нарочно плохо себя ведет. Но на самом деле мозг ребенка еще недостаточно зрелый и развитый, для того чтобы не просто слышать, что ему говорят, но и воспринимать сказанное.
«Моз полностью развивается только к 25 годам, — подчеркивает педиатр Дина Марголин. — У маленьких детей он в процессе становления. Вот почему многие навыки, которые могут показаться взрослому человеку естественными, физиологически недоступны для ребенка».
Эксперт назвала 5 навыков, которых по определению нет и не может быть у маленьких детей.
Сдерживать эмоции. Для ребенка плач — способ самовыражения, особенно если он еще недостаточно хорошо говорит, чтобы рассказать, что случилось. При этом мозг еще не развил способности к саморегуляции, поэтому ребенок не может контролировать желание рыдать здесь и сейчас.
Чувствовать время. Вы говорите «мороженое будет вечером», а ребенок не понимает, почему он не может получить его здесь и сейчас. Или же он нахулиганил днем. и вы за это лишаете его мультиков перед сном. Но малыш даже не поймет и не вспомнит, из-за чего он наказан — в его мире это случилось так давно, что уже забыто. Поэтому, если речь идет о дисциплине, ваша реакция должна быть моментальной, а не отложенной.
Контролировать свои желания. Хочу прыгать на дивание — буду прыгать на дивание. Контроль над побуждениями несвойственен малышам. Родителям не стоит останавливать само желание, но говорить о том, как правильно поступить, надо. В данном случае — объяснить, что диваны созданы для того, чтобы на них сидели, а не прыгали. И предложить альтернативу, например, попрыгать на игровом коврике.
Рационально мыслить. Любой родитель, пожалуй, сталкивался со «слишком синим фломастером» или «неправильно очищенным бананом». Ребенок не может объяснить, что не так, но это его настоящие чувства, даже если они кажутся нам смешными или преувеличенными.
Выражать эмоции словами. У детей недостает лексического запаса, чтобы выразить все, что они ощущают, так что они демонстрируют боль, обиду, злость физически — закатывают истерики.
«Навыки преодоления трудностей — то, чему родители должны учить: терпеливо и на протяжении длительного времени», — резюмировала Диана Марголин.