Не исключено, что ваш сын к 1 классу уже трижды гений, освоивший таблицу умножения, считающий в уме в пределах ста и пишущий без ошибок. Это не значит, что он готов к школе и не дает гарантии, что семилетка спокойно впишется в школьный быт. Практика показывает, уделяя внимание знаниям, многие мамы и папы забывают об элементарных навыках. Или же думают, что 1 класс — это, как садик, и учитель будет не только учить, но и ухаживать за ребенком. Но это не так! В итоге некоторые «режимные» вещи становятся для первоклассника серьезной проблемой.
- Быстро переодеваться и быстро есть. Большая перемена — пятнадцать минут. За это время школьник должен успеть, как минимум, позавтракать в столовой. То есть, дойти до нее с классом, вымыть руки, поесть, убрать за собой посуду, вернуться в класс. Навык с быстрым переодеванием тоже важен — семеро одного не ждут. Вы же не хотите, чтобы он схлопотал замечание от учителя физкультуры.
Кстати, зимой в гардеробе тоже придется справляться самому. И как можно быстрее, чтобы не опоздать на урок.
- Знать, как выглядит своя одежда. Иначе это может стать проблемой. Ваш ребенок то и дело будет приходить то в чужой водолазке, то с чьими-то спортивными штанами в мешке с формой. А свои вещи придется разыскивать, бросив клич в родительском чате.
Это, кстати, предсказуемо. Белые рубашки и белые спортивные футболки, купленные в одинаковых сетевых магазинах, — вещи-близнецы. Нашейте на всю одежду именные бирки и приучите ребенка обращать на них внимание.
- Следить за своим внешним видом. Рядом не будет мамы, которая поправит дочке юбку, пропавшую в колготки или застегнет забывчивому сыну после туалета ширинку. Поэтому уже сейчас нужно приучать будущего ученика к опрятности. И еще один важный момент — это умение (а еще желание и привычка) сложить физкультурную форму в мешок, а не запихнуть ее туда, как попало. Часто ученикам разрешают оставлять мешки с формой в классе в течение недели — представляете, в каком виде ваш ребенок пойдет на урок в среду, если в понедельник он скомкал белую футболку и придавил ее сверху грязными кедами?
- Следить за своими ручками и карандашами. Опыт подсказывает, что это практически нереально. Но если вам удастся сделать так, чтобы ребенок терял ручку не через день, а хотя бы раз в неделю — это будет уже победа!
- Содержать стол в порядке. Это касается не только письменного стола дома, но и парты в классе и личного ящика там, если он есть. Уверены, вы всегда приучаете детей к порядку. Но дома есть контроль, а в школе — все вылетает из головы.
- Собирать ранец. В идеале ребенок должен уметь соотнести свое расписание с тем, что он должен взять с собой в школу. А еще у каждого учителя свои требования к содержимому пенала. Поэтому первое время пусть у него на столе, рядом с расписанием уроков, лежит шпаргалка: две синие ручки, два простых карандаша, ластик, линейка, точилка… можно перепроверить за ним, но однажды все же дать ему самому что-то забыть. Это будет хороший урок.
- Контролировать свое питание. Это особенно важно для детей, у которых есть пищевые аллергии. Они должны понимать, какое угощение могут принять, а какое им нельзя.
- Уметь обращаться с деньгами. Если вы планируете оставлять ребенка на продленку и давать ему небольшие суммы в буфет, а также на талоны на обед. Впрочем, сейчас уже большинство школ перешли на формат электронных карт, которые служат не только пропуском в школу, но и виртуальным «кошельком». Тогда тренируйте другой навык — не терять карту.
- Быть приученным к гигиене. Помыть руки после прогулки, после туалета. Пользоваться носовыми платками, причесаться, если необходимо. Прикрывать рот и нос при кашле или чихании. Аккуратно пользоваться приборами, салфеткой, не крошить едой. Вы наверняка все это не раз говорили своему ребенку, но вспомнит ли он все эти правила, если рядом не будет мамы, которая подскажет и одернет?
- Самостоятельно ориентироваться в сложных ситуациях. Заблудился в школьных коридорах, потерял что-то из вещей или — еще хуже — деньги на обед. Ребенок должен понимать, к кому подойти и что сказать. Кроме того, он должен знать, как поступить, если его по какой-то причине не забрали вовремя. Все эти моменты следует обсудить и проработать заранее.
Мнение эксперта
«Важно помнить, что часть навыков и знаний ребенок приобретает стихийно и самостоятельно (зона актуального развития), а часть — с помощью взрослого (зона ближайшего развития). И очень важно в этом процессе давать ему импульс для приобретения новых навыков, объяснять, показывать пример, а дальше — давать свободу и право на ошибки.
Поэтому, чтобы развить самостоятельность у дошкольника, родителям придется сначала поработать над собой. Ведь так хочется проконтролировать, помочь, поторопить, исправить, и часто просто не хватает терпения. Но здесь важно дать ребенку возможность проявить инициативу.
Для начала определите те умения, которые вы хотите привить будущему первокласснику на данном этапе. Проверьте, какую часть из необходимого ребенок уже может выполнить самостоятельно, а в какой требуется ваша помощь.
Для того, чтобы привить тот или иной навык, используйте ролевую игру. Это самый важный, эффективный и любимый дошкольниками способ усвоения жизненно полезных навыков и опыта.
Например, если вы пытаетесь научить малыша самостоятельно собирать рюкзак, то попросите его нарисовать любимого персонажа с рюкзаком, затем обсудите, что герой собирается скоро в школу и важно помочь ему собрать вещи. Пусть ребенок нарисует все необходимые школьные принадлежности (не помогайте, пока сам не попросит о помощи, так вы поймете, какие знания по теме уже есть). Повесьте полученную «инструкцию» на видном месте.
С помощью такой же игры можно приучить будущего первоклассника к распорядку дня. Сначала обсудите, какие важные дела нужно выполнять ежедневно, потом нарисуйте «график» и повесьте его на видном месте. Образы отложатся в памяти ребенка, и через некоторое время он будет все реже подсматривать в «шпаргалку».
При этом, играя с ребенком, четко озвучивайте правила, по которым он должен достигнуть того или иного результата. Всегда помните, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности — игра, и в силу возрастных особенностей они просто не будут делать то, что им не интересно.
И не тратьте силы — их не волнует будущая мотивация. Для детей важно быть успешными здесь и сейчас, а не через день, неделю и, тем более, через год. Поэтому не забывайте акцентировать внимание, какой дошкольник молодец: сам знает какие у него есть дела и следит, чтобы все было сделано!
Больше полезных материалов о воспитании детей — в нашем канале на