Наверное, каждый родитель хоть раз задавался вопросом, как защитить ребенка от вредных новостей и нежелательного контента в Интернете. Но задумывались ли вы, как исходящая от нас, взрослых, информация влияет на детское развитие?
Дело в том, что наш родительский авторитет для малыша непререкаем: ребенок доверяет маме и папе, слушает все, о чем говорят взрослые, «мотает на ус» установки, которые приняты в семье. Этот опыт должен помочь маленькому человеку в его взрослой жизни, дать ему уверенность в своих силах, научить принципам коммуникации, сформировать правильные эмоции. Но передавать знания тоже нужно грамотно и… дозированно. Иначе можно ненароком наградить отпрыска своими комплексами, тревожными установками, сформировать чувство беззащитности, недоверия и т.д.
В современной психологии принято считать, что с ребенком нужно разговаривать обо всем, но в доступной его возрасту форме. Однако некоторые вопросы лучше все же вообще не поднимать.
Итак, что не нужно обсуждать с детьми?
Конфликты с мужем
Этим «грешат» женщины, мамы, недовольные своими отношениями с мужьями. Они делают детей своими союзниками: жалуются на отца детей, критикуют его, ищут сочувствия. Но нельзя делать из ребенка психотерапевта, плакать ему в жилетку после каждой ссоры с мужчиной. В формировании личности ребенка авторитет отца очень важен. Иначе в душе у него появятся тревога, страх, испорченная картина мира, неразбериха (маму нужно защитить, но обидчик — папа, или почему мама говорит, что папа плохой, я его люблю, мы с ним дружим).
В отношениях с детьми у мужчины и женщины другая социальная роль — родительская, а между собой взрослые должны сами уметь находить решения. Между прочим, мама выходит замуж добровольно, сама выбирая избранника, а дети родителей не выбирают.
Подробности личной жизни
Родителям нередко трудно выстроить правильную линию коммуникаций с ребенком, особенно тем, кто воспитывает подростков. Некоторые взрослые пытаются стать своему ребенку другом, обсуждая темы, к которым психика несовершеннолетнего еще не готова. Например, мамы могут обсуждать с дочками подробности своей интимной жизни, своих партнеров. Такая «информация» лишь добавит напряжения в отношения. Излишняя откровенность не способствует укреплению связи с ребенком. Наоборот, вы либо отдалите его от себя, либо потеряете родительский авторитет, перейдя в позицию друга. Дети нуждаются в надежных, но гибких границах, в которых есть место доверию и откровенности, но не стальным заборам или панибратству.
Подробности развода
Если дело доходит до развода, в этой ситуации важно правильно дозировать информацию, выдаваемую ребенку, и ее содержание. Воздержитесь от обвинений бывшего супруга, не стоит обсуждать с ребенком проблемы в вашей личной жизни или рассказывать о новом партнере. Ребенку необходимо знать главное — и мама и папа остаются любящими родителями. Если же по какой-то причине вы планируете воспитывать ребенка самостоятельно, важно честно объяснить это ребенку, не давать напрасных обещаний, например, о том, что второй родитель вернется.
Безусловно, способ подачи информации будет зависеть от возраста и степени настойчивости ребенка. Дошкольникам и младшим школьникам необязательно рассказывать все детали развода, достаточно объяснить, в каком составе вы будете жить в ближайшем будущем. Подростки ждут более откровенного разговора.
Личность учителя
Как бы вы ни относились к современной школе и лично к преподавателям, при ребенке держите рот на замке. Воздержитесь сами от негативных оценок, и не давайте ребенку воспринимать школу как наказание. Прививайте уважение к педагогу (не училка, а учительница Валентина Петровна, не воспетка, а воспитательница Анна Николаевна).
Обсуждать при ребенке компетенцию педагогов тоже не стоит — у него может сложиться мнение, что в детском саду или школе работают недостойные люди. Обучение во многом зависит от уважения к старшим. Какое отношение к учебе будет у ребенка, который слышал дома от мамы или папы, что «учительница неграмотная, плохая и вообще старая маразматичка»? Если проблема с преподавателем есть, то подумайте, как ее решить достойно: возможно, нужно обсудить это с учителем или подыскать школьнику другое образовательное учреждение.
Ломая авторитеты, родители копают яму себе, растят человека, что называется, без царя в голове, которому никто не указ. То же самое касается и осуждения родственников или друзей. Дети смотрят на мир глазами своих самых близких людей. Если в семье любят посудачить, ребенок это быстро уяснит, и не удивляйтесь, что у него тоже будет в характере неискренность, двуличие или высокомерие.
Катастрофы и трагедии
В прессе часто появляются предсказания о конце света, приближающихся кометах, цунами, природных катаклизмах, даже о войнах, которые сотру с лица земли все живое. Обсудить такое, конечно, хочется — но только не при детях — такие разговоры травмируют неокрепшую психику. Ребенок, особенно впечатлительный, может всерьез обеспокоиться рассказом, испугаться, начать паниковать. Кстати, это касается и просмотра фильмов ужасов и триллеров. Не только слова — картинка еще сильнее может пугать ребенка. После чего появляются специфические страхи, возбудимость, проблемы со сном.
Обвинения в собственных неудачах
«Я тебе всю свою жизнь посвятила, а ты такой неблагодарный», «Я на трех работах, чтобы ты ни в чем не нуждался», «Из-за тебя я не вышла замуж» и т.д. К сожалению, такие слова в адрес ребенка — не такая уж редкость. Подобные фразы заставляют ребенка поверить в то, что он в чем-то виноват, из-за него у мамы есть трудности, что нужно приносить свои интересы в жертву другому, что невозможно отстоять свою территорию и жить так, как хочется, а не так, как удобно кому-то. Ошибка взрослых — это перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи.
И наконец — обращайте внимание на свой тон в разговоре. Даже малыши в возрасте 3-4 лет прекрасно считывают информацию, которая окружает их. Не думайте, что малыш занят игрой и не слышит вас: он улавливает тон и суть вашего разговора. Поэтому по возможности старайтесь не обсуждать при детях спорные вопросы. Повышенный тон может напугать ребенка или вызвать тревогу.