Вот уже третий год подряд лидером рейтинга самых богатых людей мира становится французский предприниматель, президент и CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy Бернар Арно. Состояние французского магната предметов роскоши и владельца модного дома оценивается более чем в $233 млрд. (на 22 млрд. больше, чем в прошлом году), что существенно больше чем у Илона Маска и Джеффа Безоса. 75-летний бизнесмен не только глава крупнейшей компании, в которую входят 75 мировых брендов, но еще и отец пятерых детей, дедушка четверых внуков, двое из которых имеют русские корни и свекор модели из России Натали Водяновой.
Кто же они — наследники самого богатого человека планеты?
Волк в кашемировом пальто
Бернар Арно родился во Франции в семье потомственных военных в 1949 году. Отец, к тому времени занимавшийся строительным бизнесом, планировал воинскую карьеру для сына, чтобы тот продолжил династию. Но после обучения Бернара в частной школе решил, что склонность сына к точным наукам и черчению поможет тому стать инженером и присоединиться к семейному бизнесу, который год от года набирал обороты.
Получив роль партнера в строительной фирме, Арно взял на себя представительские функции. А когда отец передал наследнику значительную часть полномочий, Бернар продал фирму и уехал в Америку. За океаном он изучал стратегии слияния и поглощения, кроме того, смог грамотно распорядиться деньгами, поэтому к моменту его возвращения во Францию, капитал только приумножился. Отец смог простить сына, который, по сути, лишил его дела всей жизни. А Бернар смог доказать родителю, что поступил верно, увеличив стократ семейное состояние.
Карьерный взлет начался в 35 лет, когда Арно приобрел обанкротившийся текстильный конгломерат Boussac, который, среди прочего, владел и домом моды Christian Dior. Первая супруга — Анна Деваврин состояла в родстве с бывшими владельцами конгломерата. Поэтому предприимчивому бизнесмену удалось «по-родственному» скупить оставшиеся акции. Но попав под очарования мира моды, Бернар принялся охотиться за другими модными домами, создавая свою империю красоты и роскоши. На родине за агрессивную тактику поглощения его прозвали «волком в кашемировом пальто».
Первая жена подарила Арно двоих детей: дочь Дельфину и сына Антуана. Наследники росли в строгости, им не полагались ни роскошные вещи, ни дорогие подарки. В доме главенствовала дисциплина. Арно был по-военному суров с детьми. Но главную ставку он сделал на дочь.
Правопреемница магната
Дельфину Арно уже называют преемницей отца. Она его правая рука и сама вложила много сил, средств и идей в развитие компании. Ее жесткое руководство и творческий потенциал вдохнули новую жизнь в «устаревающие» бренды.
Образование и всестороннее развитие бизнесмен ставил во главу угла. С детства Дельфине и ее брату Антуану предписывались ежедневные занятия математикой игрой на фортепиано. Бернар невероятно ценил музыку и считал, что это развивает вкус. Дельфина и Антуан инкогнито еще подростками подрабатывали в бутиках, чтобы освоить дело с ноля.
Но мир моды старшая дочь Арно стала открывать для себя лишь с 16 лет, когда ее допустили до шкафа шикарных нарядов матери. До этого момента наследницу модной империи одевали как обычную девушку из предместья. А первую брендовую сумку она получила в подарок лишь на 18-летие. Дельфина окончила высшую коммерческую школу в Лилле, потом Лондонскую школу экономики, затем проходила практику в крупной консалтинговой компании, где поняла, что ее призвание — разработка стратегий.
Первый руководящий пост в семейном бизнесе она заняла в 25 лет. А в тридцать вышла замуж за наследника итальянского винного дома Ganzia — Алессандро Валларино Ганция. Пышная свадьба обошлась в 7 млн евро, а на церемонию собрался весь цвет влиятельных мира сего. Платье для невесты шил сам Джон Гальяно, официальные фотографии делал Карл Лагерфельд. Кстати, играли на ней «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова — члены семьи Арно давно испытывают любовь к русской музыкальной культуре.
Но через пять лет последовал тихий развод, о причинах которого прессе ничего до сих пор не известно. Зато новым избранником Дельфины стал Ксавье Ньель — один из самых богатых людей Франции, основатель телекоммуникационной группы Illiad и совладелец газеты Le Monde. В 2012 году Дельфина родила дочь Элизу, а спустя четыре года — сына Жозефа. Ни о личной жизни, ни о детях бизнес-леди предпочитает не говорить, придерживаясь тактики «Живи скрытно и живи счастливо».
«Я думаю, что мне очень повезло, что я знала эту вселенную с самого раннего возраста и что мой отец так доверял мне», — сказала она в одном из немногочисленных интервью. Прессе так и не удалось узнать подробностей воспитания наследников «модной дофины». Это связывают не только с вилянием семьи Арно на прессу, но и ролью ее гражданского супруга Ксавье Ньель в медиамире.
И все же журналу Capital удалось узнать от инсайдеров, что в семье Арно воспитанием подрастающего поколения заправляет патриарх — Бернар. Он считает, что школьная успеваемость превыше всего, поэтому на семенных ежемесячных обедах внуки показывают школьные табели. А еще они играют в шахматы с дедушкой. Дети Дельфины изучают китайский язык, возможно, Бернар готовит их к работе на азиатском рынке, полагают аналитики.
Любитель покера и муж русской супермодели
Антуан Арно известен в мире не только как директор Berluti, председатель совета директоров Loro Piana, но и как знаменитый игрок в покер. Он, как и старшая сестра, с подросткового возраста осваивал бизнес-процессы. Антуан посещал вместе с отцом мастерские — так возникла идея проводить «особые дни» в компании, когда происходит обмен опытом. Ведь будущий член совета директоров холдинга еще в ранней юности узнал, что лучшие идеи исходят не от дизайнеров и руководителей, а от непосредственных исполнителей. Арно часто вспоминал в интервью, что в 17 лет на окончание школы он получил в подарок от отца брендовую пару обуви Berluti: «Я был поражен красотой патины настолько, что никогда не осмелился их надеть». Первой его должностью в компании стала работа в рекламном отделе. Ему не было и 30, когда он вошел в совет директоров.
До встречи с супермоделью Натальей Водяной он слыл главным плейбоем Франции, крутя романы с моделями и актрисами, а еще прикладывался к бутылке. Но любовь к русской красавице остепенила наследника миллиардной корпорации. Он вмиг стал отцом троих детей Водяновой от ее первого брака, хотя часто говорил избраннице, что мечтает о собственных наследниках. Империя Арно — семейная компания, и Антуан считал своим долгом обеспечить преемственность поколений. Но Наталья не хотела снова становиться матерью. И все же в мае 2014 года она подарила гражданскому мужу сына Максима. А через два года на свет родился еще один будущий представитель дома Арно — Роман.
Мальчики растут в большой и дружной семье. Общаются с русской и французской родней. С раннего детства говорят на двух языках: русском и французском. Также учат английский, чтобы общаться со старшими братьями и сестрой.
Водянова и Арно часто путешествуют вместе с детьми. Но на совместных фото всегда скрывают лица наследников. Ребята растут в окружении звезд кино и шоу бизнеса. Антуан и Наталья часто приглашают в дом гостей-селебрити.
О частной жизни детей мало известно. Но инсайдеры утверждают, что по настоянию Бернара, мальчишки занимаются спортом. Приближенные уверяют, что он гордится, что во внуках течет русская кровь и они владеют одним из самых сложных языков в мире. Успехи в русском ребята регулярно демонстрируют любимому дедушке. Образование 9-летний Максим и 7-летний Роман получают в закрытой частной школе.
В 2020 году пара узаконила отношения, расписавшись в мэрии Парижа, торжество вышло скромным из-за пандемии. В 2022 году появились слухи о шестой беременности Водяновой, якобы новый ребенок Арно должен был родиться этой зимой. Но официального подтверждения этим данным так и не поступило.
Когда папарацци удалось заснять Наталью в сопровождении сына Максима на свадьбе младшего брата Антуана — Александра Арно, публика заметила невероятно сходство с матерью. Многие отметили силу русской крови в мальчике.
Пианист и теннисист
Во втором браке у Бернара Арно с пианисткой Элен Мерсье родилось трое сыновей. Говорят, что пару объединила страсть к музыке, они оба нередко выступают на одной сцене.
Старший из троицы — Александр родился в 1992 году. Он окончил частный парижский лицей, а потом получил высшее политехническое образование во французском университете Ecole Polytechnique. После магистратуры присоединился к семейной компании, сразу же убедив отца купить новый модный бренд Rimowa, которым часто пользовался к ужасу отца. А ведь Бернар всегда настаивал, что его наследники должны приобретать лишь то, что выпускает их холдинг.
Александр обожает музыку. В его роскошной парижской квартире главное место занимает шикарный рояль. Он один из самых активных пользователей соцсетей в семье, регулярно выкладывает фото со знаменитостями. На его свадьбе в 2021 году, когда он женился на дизайнере Жеральдин Гюйо, выступал давний друг — Канье Уэст.
Как и его младшие братья, Александр, увлекается теннисом, но на семейных встречах часто поддается отцу, утверждают знакомые. А еще старший брат Антуан приобщил его к покеру. Друзья Александра утверждают, что несмотря на огромный семейный капитал он рачительно распоряжается деньгами и никогда не оставляет лишнего евро чаевых. Как признался сам наследник семейства Арно, ему прививали рачительность с детства. Даже старший брат Антуан подарил на 14-летие открытку с угрожающей надписью: «Дорогой Александр, я надеюсь, что твой день рождения прошел хорошо и что ты в порядке. Советую сразу приступить к работе, иначе…» Сейчас 30-летний Александр Арно — исполнительный вице-президент, отвечающий за продукты и коммуникации в Tiffany.
Завидные холостяки
Четвертый ребенок Бернара — Фредерик получил тоже политехническое образование, что и брат Александр. Он всегда увлекался электроникой, что заметил Бернар. Когда мальчику было 11 лет, отец подарил ему часы TAG Heuer Aquaracer, и это определило жизненный выбор Фредерика. «Так я погрузился в безумно интересный часовой мир. TAG Heuer сегодня — это инновации, современные технологии в спайке с традициями, тесная связь со спортом и все молодеющая аудитория. Что важно, при этом часы TAG Heuer остаются доступными по цене, так что молодые люди могут их себе позволить», — рассказал он журналу Forbes.
Сегодня 28-летний Фредерик Арно занимается смарт-часами в люксовом сегменте. Его назначили генеральным директором TAG Heuer в 25 лет. Он стремится превратить TAG Heuer в компанию стоимостью 1 млрд долларов. А еще Фредерик завидный холостяк и полиглот. Он бегло говорит по-английски, по-итальянски и по-немецки, а также виртуозно играет на фортепьяно и увлекается теннисом.
Самый младший из детей 24-летний Жан — директор по маркетингу и развитию Louis Vuitton. Сын Бернара Арно занимает эту позицию с 2021 года. Он один из самых скрытных братьев: ни соцсетей, ни публичных интервью. Зато фотографы постоянно видят братьев вместе. Они часто обедают в тесной компании, обсуждая семейные и деловые вопросы.
Известно, что младший сын Бернара имеет две степени магистра Имперского колледжа Лондона и Массачусетского технологического института, а также опыт работы в McLaren и Morgan Stanley.
Главу клана часто критикуют за то, что своих детей он определяет на руководящие посты буквально после школьной скамьи. Но Бернар не скрывает, что с младенчества готовил наследников управлять империей. Дисциплина, академические успехи и творчество — триада на которой строится воспитание детей в этой семье. Старший сын Антуан, отвечая на вопрос журналистов о том, какого же быть сыном миллиардера, сказал: «Мы много работаем. Мы были воспитаны с реальными ценностями о важности работы и уважении к людям».