Вообще-то, мы с ребенком читаем советскую и русскую детскую литературу, стараемся смотреть старые фильмы. Но если книжки для раннего детства вне времени, все малыши во все времена их искренне любят, то со школьниками уже не так однозначно.
Однажды я решила познакомить своего девятилетнего ученика с «Нахаленком» Михаила Шолохова, достала с полки свою любимую книжку, ту самую, которую когда-то читала. Потрепанную от времени, с бумажной обложкой, на которой слегка выцветшими красками был нарисован рыжеволосый паренек в красной рубахе. Размышляла: мы выросли на такой литературе, серьезной, реалистичной, временами смешной, учились думать, сопереживать, расставлять приоритеты. Почему сейчас этот герой оказался забытым? Исправлю ситуацию в масштабе одной семьи. Но знакомство с классикой соцреализма получилось скомканным: художественный замысел нужно было растолковывать чуть ли не построчно.
Мне приходилось постоянно тормозить повествование, чтобы объяснить моему слушателю, кто такой красноармеец, белогвардеец, попович, за что Миньку дразнили «коммуненком», зачем деду закапывать хлеб, а продотряду забирать пшеницу, почему Нахаленок до дрожи боялся потерять карточку с Лениным. Помимо этого, нужно было «переводить» донской диалект 20-х годов прошлого века: гумно, нонешний, уморился, шибко, нахрапом, шпаненок. Так что, увы, вывод напрашивается сам собой: эта книга уже не для детского ума.
А что еще сейчас вызывает у детей скуку и непонимание?
Книга «Дети подземелья» Владимира Короленко
Моя подружка детства в свои 5 лет читала «Дети подземелья», а на прогулке пересказывала прочитанные события мне. Я слушала, разинув рот, — сама-то читать не умела, и мне казалось, что подруга обладает фантастическим даром. На самом деле этот рассказ, который носит название «В дурном обществе» («Дети подземелья» — его сокращенная версия) из-за реалистичности описания и поднимаемых тем, конечно же, не для дошколят. Сам писатель его адресовал юношеству. Но, признайтесь, часто ли видите, чтобы современные старшеклассники читали Короленко по своему желанию, а не требованию учителя?
Фильм «Гостья из будущего» (6+)
Культовый фильм, ради которого мы мчались с прогулок, отпрашивались из школы, подражали актерам и распевали «Прекрасное далеко». Книгу Кира Булычева, по мотивам которого снят телефильм, читали не все, за фильм можно быть уверенным — смотрел каждый подросток Советского Союза. Успех картины в том числе и в том, что и создатели фильма говорили с юными зрителями на понятным им языке, в кадре была узнаваемая и хорошо знакомая жизнь школьников середины 80-х годов. Каждый зритель невольно проецировал события на себя и становился героем фантастических приключений. А для нынешней молодежи картина уже неактуальна, старомодна, выглядит наивной, медлительной, непонятной. Они привыкли к другому формату кинопродукции — к быстроте смены событий, динамике, яркости картинки, правдоподобности компьютерной графики и закрученным сюжетам.
«Республика Шкид» (6+)
Еще одна талантливая экранизация, которая современным детям, мягко говоря, без предварительной подготовкие мало понятна. А между тем замечательный фильм снят по замечательной повести Л. Пантелеева (псевдоним Алексея Еремеева) и Григория Белых, которые хорошо знали, о чем писали, — в детстве они сами бродяжничали, как трудные подростки попали в школу имени Достоевского (ШКИД). Книгу писали по свежим следам — спустя пару лет после окончания интерната, одному автору было 18, другому 20 лет. Среди героев, исполнивших роли в фильме, были настоящие беспризорники из колонии, прибывающие на съемки под конвоем. Так что, правдивости и реализма что в книге, что в кино предостаточно. Но за картинкой нужно уметь видеть серьезную проблематику, воспитательный момент, которые хотели показать и авторы, — что главное в отношениях честность, уважение, дружба, преданность. Не хочется сильно обобщать, но не все современные дети могут это понять, все-таки часто сейчас от кино ждут развлечения. Кстати, повесть «Республика ШКИД» была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
«Кортик» (6+)
Еще одна талантливая картина, снятая по мотивам одноименной повести Анатолия Рыбакова. До сих пор считаю ее одной из лучших работ для детей. Интересная история, держащая до последнего кадра в напряжении, идейные герои, красивая съемка — сейчас фильм редко встретишь в эфире телеканалов, и наверное, мало кому из детей придет в голову искать фильм в Интернете, чтобы посмотреть для своего удовольствия. У меня было несколько попыток показать этот фильм ребенку, не получилось — ему скучно, непонятно, нет того ощущения от просмотра, которое было у меня в детстве. Возможно, все дело в знании истории — советские дети знали историю страны Советов хорошо, а нынешним его нужно учить, как урок — разбираться с понятиями, запоминать даты и термины.
«Приключения в каникулы» (0+)
Чехословацкий многосерийный фильм советским школьникам показывали по телевидению в дни каникул. Оригинальное название картины было «Она упала с неба» — главная героиня девочка Майка каким-то образом со своей родной планеты Гурун попала на Землю в небольшой словацкий на городок. Там она знакомится с местной детворой, и их каникулы перестают быть скучными: Майка умеет ходить по потолку, воде, двигать предметы и делать прочие чудесные вещи. В 80-х годах трюки Майки завораживали зрителей, а сейчас детей, выросших на блокбастерах киноимперии Марвел и знающих таких героев, как Человек-Паук, Железный человек, Капитан Америка, уже не удивить приключениями инопланетянки Майки.
«Мио, мой Мио» (0+)
Сказка шведской писательницы Астрид Линдгрен. Трогательная повесть о мальчике, живущем в семье приемных родителей и мечтающем найти родного отца. Но, прежде чем это произойдет, герой попадает в сказочную страну Желанную. Вообще, об этой интернациональной картине, созданной советским режиссером Владимиром Грамматиковым при участии трех киностудий (СССР, Швеции и Норвегии), можно рассказать много интересного. Но самое главное, что она была по-настоящему любима детьми. А сейчас забыта. Современным зрителям кино кажется устаревшим, статичным. Логично, что нем нет таких спецэффектов, к которым они привыкли, зато есть много художественных приемов, сильно напоминающих сцены из «Властелина колец», «Гарри Поттера» и «Хроник Нарнии».