Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому родителям бывает сложно сразу заменить, что что-то пошло не так. Поэтому врачи разработали специальные нормы, которые помогут оценить успехи малыша уже с самых первых месяцев жизни.
В норме у младенца должен быть достаточно громкий, сильный крик и плач.
В 2-3 месяца появляется первое гуление, затем лепет и лепетная речь, песенки.
К 6-9 месяцам младенец начинает активно произносить повторяющиеся слоги (па-па-па, ма-ма-ма, тя-тя-тя).
К концу первого года жизни у малыша появляются первые слова (от двух до 10).
К 1 году и 6 месяцам в речи начинают появляться простые предложения («дай пить»).
К трем годам словарный запас увеличивается до 1500 слов, малыш может составлять сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова.
Неявные проблемы
Но есть и неочевидные признаки того, что происходит задержка развития речи. Если вы заметили их у малыша, стоит проконсультироваться со специалистом.
Малыш не фиксирует взгляд, не узнает лицо мамы, не реагирует на ее голос, мимику или проявляет слабые реакции.
В 3-5 месяцев не узнает лица близких взрослых, с которыми живет, не реагирует на свое имя. Самое главное — нет комплекса оживления в три месяца, то есть ребенок не начинает активно двигать ни ручками, ни ножками, не проявляет своей радости при приближении близкого взрослого, мамы или папы.
Не улыбается или улыбается крайне редко.
Плохо фиксирует взгляд на игрушках, которые светятся и пищат. Хотя при этом у него физически сохранены слух и зрение.
Процесс вскармливания происходит с трудом, ребенок устает, когда ест, плачет.
Спит часто с грудью во рту. Беспокойный, тревожный характер сна, младенец часто просыпается, плачет.
При том, что у мамы есть молоко, ребенок находится на искусственном вскармливании.
Уровень понимания
Выделяют пять уровней понимания речи, которые развиваются вместе с возрастом.
Первый нулевой уровень — ребенок откликается только на свое имя.
Второй ситуативный уровень — реагирует на имена близких родственников, ориентируется в названии игрушек, бытовых предметов.
Третий номинальный уровень — показывает предметы с которыми сталкивается ежедневно, может найти их на картинке, но не понимает вопросы: Кому? К чему? С кем?
Предикативный уровень — понимает названия и действия многих предметов в быту, понимает вопросы: Какой? Почему? У кого?
Пятый уровень — понимает значение глаголов (поставь, убери, забери, отдай, передай, отойди).
Почему появляются речевые нарушения
Самые распространенные причины — родовая травма и патология беременности, вызывающие поражение центральной нервной системы. Сюда же можно отнести общую физическую ослабленность, на фоне тяжелых инфекционных и соматических заболеваний (особенно с рождения до 3-х лет), плохая экология и низкокалорийное питание.
Особенности воспитания — когда у малыша нет эмоционального и речевого общения со взрослым или у близких взрослых отсутствуют речь или слух.
К какому специалисту обратиться
Устранение нарушений речи — это всегда командная работа нескольких специалистов. Если имела место травма, в том числе родовая, стоит обратиться к остеопату. Смещенная со своего места черепная кость сдавливает сосуды, питающие мозг, что приводит к различным нарушениям, в том числе к задержке развития речи. После того как будет восстановлено правильное положение костей, придет в норму питание коры головного мозга.
Травма может быть не только родовая, но и приобретенная — малыш упал с кровати, ударился затылком или подбородком. Пока кости черепа достаточно подвижны, любой сильный удар может их незначительно сместить. При травмах лба у детей нередко начинается заикание, в этом случае оно тоже лечится остеопатическим подходом.
Также нужно обязательно обратиться к логопеду. Есть мнение, что логопед требуется после 3 лет. Это не так. Уже с 8-9 месяцев можно делать логопедический массаж, при необходимости специалист может активизировать речь ребенка — вызвать гуление, лепет, лепетные слова. Логопед научит правильно пользоваться своим речевым аппаратом.
Хорошо, если есть возможность проконсультироваться лично с логопедом, который подберет упражнения именно для вашего ребенка с учетом всех индивидуальных особенностей развития речи. Вот несколько универсальных упражнений для детей от 2 до 8 лет, которые можете делать дома самостоятельно.
Правила проведения гимнастики
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом или посадив ребенка напротив себя (желательно так, чтобы ребенок находился выше, чем взрослый).
Время гимнастики от 1 минуты до 4-5 минут. Оптимальный вариант по 2-3 минуты 3 раза в день. Количество повторений каждого упражнения от 5 до 10 раз.
Если малышу сложно выполнять какое-либо из представленных упражнений, необходимо проработать его отдельно — сначала медленно, а когда начнет получаться, увеличить скорость.
Перед выполнением каждого упражнения взрослый показывает его образец от 1-3 раз.
Логопедические упражнения
Язычок тянется: открыть широко рот, язык поднять вверх, так, чтобы подъязычная уздечка растянулась полностью. Удерживать эту позицию 10 секунд. Повторить 5 раз. «Тянемся, тянемся, до неба мы дотянемся»!
Лопаточка: открыть рот, высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Язык должен быть широкий, не двигаться. Удерживать положение 5-10 секунд. Повторить 5 раз.
Иголочка: открыть рот, высунуть узкий язык, как жало и удержать его в течении 5 секунд. Повторить 5 раз.
Какие еще специалисты могут помочь
Усилий остеопата и логопеда часто достаточно, но бывают и исключения. В некоторых случаях придется обратиться к детскому челюстно-лицевому хирургу или к хирургу-стоматологу, чтобы провести обследование артикуляционного аппарата на выявление и устранение любых аномалий развития, например, короткой уздечки языка и губ. Не лишним будет посетить эндокринолога, чтобы проверить работу щитовидной железы, гормоны которой играют важную роль в работе мозга. Иногда к лечению нужно также привлечь детского психолога и нейропсихолога.
Если ребенку 3-5 лет, а речь так и не появилась, необходимо, не откладывая, обратиться к специалисту. Непоправимых ситуаций практически не бывает, особенно, если ребенок получил своевременную помощь.
И, конечно, малыш заговорит быстрее и лучше, если родители создадут дома благоприятную «языковую среду». Что это значит? Старайтесь больше разговаривать с ребенком и между собой в его присутствии. Создайте и соблюдайте полезную традицию читать малышу книги перед сном, рассказывать сказки. Со временем он сам начнет придумывать и вам рассказывать истории, превратится из пассивного слушателя, потребителя, в создателя. Также полезно слушать детские аудиоспектакли, аудиосказки, где актеры с хорошей дикцией читают по ролям.