Видеть в своем ребенке скрытые таланты — нормально для каждого родителя. Нормально с натяжкой — делиться своей точкой зрения с другими людьми. Ненормально — требовать от ребенка быть гениальным, неповторимым, уникальным, идеальным. Стремление быть первым, доведенное до абсурда, порой может сыграть с вашим чадом злую шутку.
«Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучшим, особенно сегодня. С одной стороны это верно, ведь своего ребенка необходимо превозносить и верить в его силы. Как правило, прошлый опыт общения в семье, детском саду или школе побуждает дошколенка, младшеклассника, а затем и подростка верить в то, что он лучший из лучших. Стремление быть первым может оставаться в подсознании до конца жизни.
Но с другой стороны, мамы и папы как будто участвуют в марафоне «кто лучше». Они хотят доказать самим себе, что хорошие родители, могут дать многое своему ребенку, который будет в дальнейшем лучше, успешнее, чем они сами. И загружают своих детей учебой, спортом, другими занятиями, забывая о том, что «ничего не делать» тоже бывает полезно.
В условиях постоянной гонки за лучшим результатом, взрослые ломают личность, расстраивая психику маленького человека, у которого практически отсутствует детство».
Анна, мама 9-летней Миланы:
«В первый класс дочка шла, умея бегло читать, считать в пределах ста и грамотно писать. Ее никто не заставлял, ей нравилось учиться, нравилось читать книги. Любимая игра — игра в школу. В итоге по знаниям она была на голову выше своих одноклассников.
Первый и второй класс промелькнули играючи. Дочери было с одной стороны скучновато, с другой — она привыкла считаться лучшей, привыкла, что может с легкостью ответить на любой вопрос, что на домашние задания тратится не больше получаса. А мы в свою очередь настолько привыкли к ее хорошим оценкам, что четверка считалась недоразумением.
Эта самоуверенность нас и подвела. К третьему классу начались темы, которые приходилось действительно учить. Но пока остальные «учились учиться», она расслаблялась. И в какой-то момент ей стало очень сложно. Она стала психовать, срываться, нервничать.
Кульминацией стала первая тройка — за одну из контрольных. Как потом рассказала учитель, дочка устроила истерику прямо в классе, отказывалась давать дневник и рыдала, что «дома ее убьют». Хотя мы пальцем ее не трогали».
«Мы часто видим, как родители приводят малышей в первый класс школы не просто подготовленными к программе, а уже с багажом знаний не по возрасту, — комментирует историю нашей героини Нелли Давыдова. — Они умеют читать, писать, считать и даже говорить на иностранном языке. Но при этом не способны завязать самостоятельно шнурки или отсидеть урок, не отвлекаясь. То есть у них нарушена саморегуляция. Дети считают, что все уже знают».
Как выглядит синдром отличника
Школьник добивается пятерки любой ценой. Он может даже устроить истерику на уроке, упрашивая учителя «спросить еще» или «не ставить четверку».
Ученик не готов воспринимать критику. Он считает себя всегда правым.
Но при этом поражение, неудача, четверка — это конец света и трагедия вселенского масштаба. Школьник начинает сам критиковать себя, называть неудачником, тупицей и двоечником.
И, как следствие, ребенок боится ошибиться. Незнакомые задания, которые он не может понять с первого раза, вызывают панику и ощущение, что он ничего не знает и получит плохую оценку.
Синдром отличника часто еще называют синдромом перфекциониста, то есть человека, который должен все делать идеально. Он ставит себе целью добиваться наилучших результатов в любом деле: будь то спорт, карьера, учеба, личная жизнь. Ему важно, чтобы его хвалили, и чтобы им восхищались.
Хорошо, если это здоровый перфекционизм. Но такой встречается редко. Чаще мы имеем дело (особенно, если говорим про детей) с так называемым невротическим типом, когда ученик постоянно сомневается в своих действиях, но при этом совершенно не воспринимает критику. Переживает, что сделал ошибку, болезненно воспринимает неудачи и может впасть в депрессию из-за единственной четверки.
Наш эксперт объясняет: ошибка родителей в том, что они при этом реализуют собственные амбиции и настраивают детей только на идеальный результат. В таких случаях принятие, одобрение, похвала становятся для детей необходимыми. Они отчасти компенсируют неуверенность, чувства одиночества, малозначимости. А если у школьника появляются проблемы в учебе или же он проигрывает какое-то соревнование, конкурс, то у него развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи. Вот он — «синдром отличника» в действии. И в итоге мы имеем уставших изможденных детей с кучей комплексов, не умеющих проигрывать.
«А ведь плохой результат, проигрыш — это тоже очень важный опыт», — напоминает психолог.
Как помочь ребенку: 5 советов
Не забывайте говорить ребенку, что любите его. Не за оценки, а просто потому что он есть, даже если он не идеален. В дневнике двойка, да, вы расстроены. Но это не влияет на вашу любовь. А двойка — это такая ерунда.
Поддерживайте ребенка, а не обвиняйте его. Вставайте всегда на его защиту, в любой ситуации. Не забывайте: ошибки — это нормально.
Жизнь не должна вертеться вокруг учебы. Надо переключаться на обыденные радости и удовольствия.
Не перекладывайте на детей свои нереализованные мечты — у вашего ребенка не обязательно должны быть склонности к вашим любимым предметам. Таким образом, можно навредить росту личности.
Главный совет — показывайте ребенку здоровое и позитивное отношение к учебе.