«Не понимаю, почему сегодня из мальчиков растят слюнтяев и слабаков? Помню, когда я маленькой ходила в детский сад и потом в школу, мальчикам внушали, что плакать стыдно, что ноют только девчонки. Я и стараюсь воспитывать своего сына именно так, а в детском саду со мной не согласны. Но разве такое воспитание не портит будущих мужчин?»
Юлия Б., г. Новосибирск
— Большая проблема воспитания мальчиков в нашей культуре до недавнего времени заключалась в том, что им отказывали в открытом проявлении чувств. Мальчик не должен плакать! Мальчик должен быть мужественным с детства! Увы, «плоды» этого воспитания — готовые пациенты психолога, люди с подавленными чувствами, невротики.
На самом деле выражение чувств: обиды, нежности, радости и т. п. — никак с полом не связано. Это нормально и хорошо и для девочек, и для мальчиков. Это то, чему психологи вынуждены учить взрослых людей, в которых подобное подавили в детстве родители, воспитатели, педагоги. Важно понимать, что проявление чувств не делает мальчиков похожими на девочек и не делает из них слюнтяев.
Есть множество культур, в которых мужчины открыто выражают свои эмоции. На Кавказе мужчины вовсе не стесняются слез. А кто их обвинит в немужественности?
Чувства нужно регулировать, ими нужно управлять, но не подавлять их. Вообще — что такое НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА? Поверьте, у мужчин и у женщин разный взгляд на это понятие. Женщины любят манипулировать им. Для женщины «настоящий мужчина» — тот, кто делает ЕЕ жизнь лучше. И поэтому он настоящий мужчина?.. Это вопрос. И вопрос: как же воспитать мальчика, чтобы он прожил жизнь счастливо? Не другие, живущие рядом с ним, а он сам! Правда, любой нормальный мужчина будет счастлив, делая счастливой свою женщину, а для этого нельзя быть эгоистом, нельзя быть лентяем и т. п. Вот таким его и стоит растить маме.
«Я воспитываю сына одна. Пока ему только 3 года и особых проблем нет, но у меня даже нет никакого примера воспитания мальчиков, я и сама выросла без отца. Нет ли каких-то универсальных приемов?»
Лина С., г. Москва
— Если мама с мальчиком живет одна, ей довольно сложно воспитать из него мужчину. У ребенка просто нет образца для подражания. Что делать? Найти себе мужа и отца ребенку — это первый универсальный совет. Причем, женщина должна найти себе мужа не потому, что малышу нужен отец, а потому что в изменившейся ситуации изменится и ее поведение, оно станет правильным по отношению к ребенку. Но не всегда этот совет можно реализовать… Тогда место папы, хоть бы время от времени, должен занимать другой мужчина: учитель, тренер, руководитель детской студии и т. п.
Если в семье отца нет, мальчику грозит гиперопека со стороны матери, что крайне вредно и тяжело для ребенка. Гиперопека — это большая проблема одиноких матерей, и с ней необходимо бороться всеми силами. Снять гиперопеку — значит перестать заботиться о ребенке чересчур сильно. Не поел сынок? Ничего страшного, захочет — поест, с голоду не умрет! Простудился? Обычное дело — выздоровеет! Гиперопека потому и гипер, что мать выливает в ней на своего мальчика все свои чувства: и те, что предназначались ему, и те, что должны были излиться на мужчину. Итак, снять гиперопеку — это второй универсальный совет для всех мам.
Главная задача в воспитании мальчика — привить ему чувство ответственности. Вот третий универсальный совет. Для девочки это не так важно, потому что в нашей культуре главное отличие мужчины от женщины именно в принятии представителем сильного пола личной ответственности. Если мужчина что-то делает, он отвечает за свои поступки. И каждый мужчина знает, что так и должно быть. Другое дело, если он на подобное не способен — значит, достойный образец отсутствовал, а со стороны матери была гиперопека.
Личный пример
Мужественность помогут воспитать книги, фильмы. Но главное — личный пример. Папа ведет себя как подобает мужчине — и сын это видит. А если папы нет, то мама должна относиться к сыну не как к мальчику, а как к мужчине. Это еще один совет. Мама должна рассказать ему, как поступают мужчины в тех или иных ситуациях, и ждать от сына соответствующей реакции. Чтобы помогал по хозяйству, уступал место и т. п.
Трудовое воспитание — ничего лучше не придумали со времен СССР! Буквально: «Ты подметаешь пол, потому что я тут главная, я зарабатываю деньги, кормлю тебя. И еще: «Потому что ты — мальчик, ты сильнее, а я устала, я — женщина». Если ребенок задает вопрос, почему он подметает, а не мама, это бунт, это проверка ролей в семье. Вы должны ее выдержать.
«Невестка считает себя очень современной, модной, поэтому и моего внука хочет видеть таким же. Елисею только 7 лет, но одевается он как заправский модник, причем, прежде чем выйти из дома, тщательно выбирает, что надеть. А поход с родителями в магазин за обновками — среди главных развлечений. С одной стороны, это, конечно, хорошо, что Елисей следит за собой, старается быть аккуратным, а с другой… Разве это нормальное поведение для мальчика его лет?»
Эльвира Д., г. Тюмень
— Это отличное поведение! Правы его родители: их ребенок вырастет с развитым чувством вкуса, с привычкой к аккуратности и чистоте. Умение хорошо одеваться — бонус для любого мужчины. Хорошо одетый, он всегда будет нравиться девушкам, а модная, красивая одежда не делает мальчика менее мужественным, это не имеет к мужественности никакого отношения. Вспомните фотографии русских дворянских детей, которых было принято в детстве одевать одинаково, как девочек, — в платьица, отращивать длинные волосы, да еще и завивать их в локоны. Но вырастали эти юноши в настоящих мужчин.
Однако не все, что касается внешнего вида, столь однозначно. В любом случае стоит помнить, что все, что так или иначе выделяет мальчика из коллектива, может и навредить ему, привести к конфликтам со сверстниками.
Воспитывать (и одевать в том числе) ребенка приходится с учетом того, как это принято в окружающем его обществе, чтобы мальчику было комфортно существовать. Если, например, в вашей школе нормально, что у мальчика из младших классов в ухе серьга (которую ему повесила мама), то ничего страшного. Если в вашей школе мальчики-старшеклассники ухаживают за ногтями в салоне, мажут губы гигиенической помадой и ваш сын поступает так же — то же самое. Но есть коллективы, где подобное становится вызовом. Следовательно, нужно учитывать место своего самовыражения и самовыражения своего ребенка.
«До каких лет маме (и папе) мальчика можно обнимать его, целовать, гладить по спинке, спать в одной кровати? Ведь выразить свою нежность ему, хотя бы в детстве, пока он дает это делать, так хочется…»
Марина М. г. Саратов
Обнимать, целовать, гладить и мальчика, и девочку можно без ограничений. По мере взросления телесный контакт с ребенком должен становиться «более взрослым», ведь, очевидно, что отец сына в 5 лет и в 20 обнимает по-разному. Мамам надо помнить, что сын растет, мужает, сюсюкать с ним в 10 лет, как с трехлетним, не годится. Впрочем, он вам и сам не позволит этого делать.
Спать с родителями не возбраняется до 2 лет примерно. Точнее — до первых сигналов проявления самостоятельности и отделения себя от родителей. Пример такого сигнала — когда ребенок говорит: «Я больше не маленький, не надо меня обнимать и тискать». Обычно такое происходит года в 3, у кого-то чуть раньше, у кого-то позже. Но! Если ребенок сам не прочь пообниматься, не отталкивайте его, если он не в состояние уснуть один, также идите ему в этом навстречу.
Новые нравы
По мере того как нарастает либерализм в отношении детей, их воспитание ухудшается. На самом деле раньше воспитание и дома, и в школе было более авторитарным, с детьми вели себя жестче, они росли дисциплинированнее. Кроме того, раньше детей считали взрослыми с более раннего возраста, чем сейчас. Многие в 14–16 лет уже вовсю работали, а сегодня лет до 25 он может считаться — и, главное, считать себя сам! — «еще совсем ребенком». Это не хорошо, не плохо — просто времена меняются. Сегодняшним мальчикам дольше позволяют оставаться детьми.
Раньше — будем говорить, до перестройки — и в обществе вообще либерализма было куда меньше, существовали пионерские организации, например, где были свои законы, которым, так или иначе, но необходимо было соответствовать. Но нельзя говорить о том, что тогда дети вели себя лучше. Дети вообще никогда не ведут себя лучше или хуже, всегда примерно одинаково. И ровно насколько, насколько им это позволяют. Сегодня — да, позволяют больше. Однако мысль о том, что «раньше дети вели себя лучше», преследует человечество последние 2 тысячи лет.
Это не шутка: во времена Древнего Рима говорили, что «раньше молодежь была более воспитанной». Почему так происходит? Когда вы видите детей, которые ведут себя неподобающе, вы объясняете это их плохим воспитанием. А ведь вы в детстве тоже не всегда вели себя хорошо, правда? Но спроси вас сейчас о каком-то эпизоде вашего непослушания, наверняка объясните все «сложившейся ситуацией». И такой подход совершенно нормален и свойственен всем людям. Сейчас виноваты они, а тогда не я, а «ситуация». Вот от этого и столь критичное отношение к нынешним детям.
«Недавно пришлось краснеть на детской площадке во дворе. Мой сын-первоклассник бросался палками в прохожих, а двое его друзей наблюдали и смеялись, о чем мне рассказали соседи. С возрастом он становится совсем неуправляемым. Почему он это делал? И что делать мне?»
Елена К., г. Тула
Зачем делал, это нужно спросить у него. А вообще не думайте, что ребенок видит реальность так же, как взрослый: он наблюдает за миром абсолютно альтернативным способом. У него в 7 лет еще нет четких критериев морали, он просто не понимает, что люди могут что-то испытывать. Высшие психические функции вроде сопричастности и сочувствия воспитываются по мере того, как человек взрослеет.
Ваш сын совершил случайный проступок. Но он поступил плохо, и ему на это надо указать, то есть наказать. Надо перестать сюсюкать с ребенком, а относиться к нему как к взрослому, как к самостоятельной личности — в любом возрасте! Когда делает что-то не так по умыслу — наказывать непременно. Тогда и вести себя будет соответственно. Неуправляемый — это значит не уважающий авторитет родных. А те, следовательно, провалили свою ролевую позицию, не считают себя главными и пытаются договариваться с ребенком. Это неправильно. Но не поздно все исправить.
Напомню, что о подобном писал А.С. Макаренко. Была у него ситуация, когда ребенок своим поведением настолько разозлил педагога, что тот ударил его. И после случившегося долго испытывал угрызения совести. А потом понаблюдал за наказанным и убедился: работает! Ребенок понял, кто тут главный, и стал более послушным.
Я не призываю к физическим наказаниям (хотя это проще и порой стоит прибегать и к этому), но наказания в воспитании необходимы, можно лишить чего-то, например оставить без вкусной еды. У ребенка без наказаний просто не будет мотивации для послушания, мы же помним, что всякие моральные нормы ему пока недоступны. Родители говорят, чего не надо делать, но никак не наказывают, если он их не слушает. Напротив, они продолжают ласкать его, кормить. Кто тут главный? Кто на вершине? Ребенок! И ему там, на вершине, очень хорошо.
То есть в воспитании и мальчика, и девочки непременно должны быть инструменты наказания и поощрения, которые позволят родителям выбрать правильную — главную — роль. Авторитет — это не то, что автоматически достается родителям. Его нужно заработать. Конечно, нашим мамам, у которых буквально в генах живет память о том, что мужчин в стране мало (последняя война оставила незаживающую рану в сердце даже нынешнего поколения) и для некоторых из которых Мальчик — это воплощение мечты и о Сыне, и о Мужчине сразу, авторитет заработать трудно. Но надо себя перебороть ради этого самого Сына.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании и психологии детей — в нашем канале на