Моя дочка Ксюша (5 лет) после просмотра мультфильма, где герои случайно приняли микстуру, которая сделала их вредными и агрессивными, сказала мне мечтательно: «Я бы тоже хотела попробовать это лекарство». На мой вопрос — зачем ей это, она ответила: «Мне хотелось бы так себя вести». Означает ли это, что ей недостаточно свободы выражения отрицательных эмоций? Как ей помочь? Мультфильм этот она пересматривала несколько раз. Какие могут быть причины того, что ребенок агрессивный?
Вероника, г. Пермь
Возможно, что отрицательное поведение героев мультфильма привлекает Ксюшу не свободой выражать свои отрицательные эмоции, а сделать что-то, что нельзя сделать хорошей девочке при хорошем поведении. Она ответила вам, что хотела бы вести себе как герои мультфильма, но не ответила — для чего именно ей это нужно?
Вероятно, что она сама этого не осознает. И главное — понять, какая именно ее потребность стоит за этим желанием. Поиграйте в такую игру: как будто бы вам принесли по почте (прислала героиня мультика) такую микстуру, вот Ксюша ее выпивает и что? Что она будет делать?
Можно использовать более мягкую и опосредованную форму — через игрушки. Одна игрушка принесет микстуру, которую ей прислала или подарила ее крестная злая колдунья, а другая, которой управляет дочка, пусть микстуру «выпьет». Понаблюдайте, что будет делать игрушка.
Наблюдая за поведением Ксюши после того, как она «примет» микстуру, можно сделать вывод чего именно ей не хватает в ее обычной жизни, без этого волшебного средства. Может, у нее нет возможности не только проявлять отрицательные чувства как таковые, а просто свои собственные эмоции, не агрессивные. Но часто родители желания детей не замечают, и порой детям, чтобы их услышали, нужно закричать или что-то разбить, т.е. начать вести себя агрессивно.
Поэтому разрешите дочке выражать свои эмоции (плакать, повышать голос) и озвучивайте те чувства, которые ее мучают, но которые она не может осознать до конца. «Ты плачешь, потому что Ваня отнял у тебя игрушку», «Ты рассердилась на Катю, что она теперь с тобой не дружит». После того, как ребенок выразит согласие или отрицание, можно дальше «раскручивать» клубок проблемы и искать пути ее решения.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на