Моему сыну 1,5 года, он боится чужих взрослых и детей, может даже заплакать, просится на ручки. Пытались как-то сводить его с другими детьми, все безрезультатно: он сам играет, а к другим детям не стремится подходить. В следующем году в садик, опасаемся, что не сможем его там одного оставить. Подскажите, пожалуйста, как решить эту проблему.
Ксения, г. Тула
Вы обеспокоены тем, что ваш годовалый малыш боится чужих людей. Хочу вас успокоить — это обычный страх, соответствующий возрасту. Дети в 7–9 месяцев в норме начинают отличать своих родных и близких от чужих незнакомых людей. Это показатель того, что ребенок развивается успешно.
Данный период длится примерно до 2 лет. Сейчас особенно важна роль значимых взрослых (тех людей, которые больше всего времени проводят с ребенком, занимаются им, ухаживают, кормят). Их слова, действия, защита и поддержка закладывают установки и учат кроху способам реагирования на ту или иную ситуацию, в том числе, как взаимодействовать и чего ожидать от малознакомых людей.
Годовалые малыши еще не стремятся к совместным играм с другими детьми. Интерес к сверстникам появляется к 3 годам. До этого возраста дети могут играть рядом, друг с другом, в самостоятельную игру. Все это является нормой.
В следующем году вы планируете отдать малыша в садик, но опасаетесь, что не сможете оставить там его одного. Год — огромный период в жизни ребенка. Он стремительно растет и меняется, но готовиться к поступлению в детский садик все же стоит. Прежде всего, обратите внимание на вашу внутреннюю решимость позволить кому-то другому заботиться о вашем малыше. Можете ли вы доверить ребенка воспитателю? Это ведь малознакомый человек для вас.
Если ответ отрицательный, то вам стоит обратиться за помощью к семейному психологу. Родители, опасающиеся оставлять малыша в детском саду, испытывающие недоверие к воспитателям (ведь они незнакомые люди для них) — как правило, люди с нарушенным базовым доверием к миру. Не изменив эту установку, они будут транслировать свой страх ребенку, в таком случает недоверие к миру перейдет к нему «по наследству», и адаптация к детскому саду станет затруднительной.
Как действовать, чтобы помочь вашему ребенку сформировать доброжелательное отношение к миру и людям:
Убедитесь, что вы способны сами мыслить позитивно и доверять миру и людям.
Обеспечьте ребенку комфортные условия, защиту, дающую уверенность, что он нужен и любим вами. Малышу важно понимать, что вы никогда не дадите его в обиду. Сейчас, на данном этапе, когда мальчик видит незнакомых и просится к вам на ручки, надо обнимать его, либо брать на ручки и ласково с ним говорить о том, что он под вашей защитой и вы его никому не отдадите, что вы его очень любите и бережете.
Разговаривайте с ребенком терпеливо. Описывайте окружающих людей в позитивном ключе. Учите ребенка видеть в них хорошие, добрые черты. Но мир неидеален, и все иногда сердятся, ссорятся, совершают ошибки. Видя негативные проявления окружающих, описывайте их беспристрастно и объясняйте причину, почему они так себя ведут, что вызвало их гнев. Понимание причинно-следственных связей сделает поступки других более предсказуемыми в глазах малыша и потому не такими уж и страшными. Это поможет снять напряжение и отпустить страх. Например: «Мальчик сломал куличик девочки, потому что рассердился, когда девочка его толкнула. Все иногда сердятся. Пока он маленький и еще не научился говорить о своих чувствах, как взрослый, поэтому реагирует так импульсивно и необдуманно. Когда он вырастет, то научится говорить о своих чувствах, переживаниях и решать проблемы при помощи слов. И мальчик и девочка — хорошие, но в этот раз поступили недружелюбно, невежливо».
Обнимайте, играйте, ласкайте, хвалите и поддерживайте малыша. Так вы поможете ему почувствовать свою значимость для вас и сформировать о себе хорошее мнение. Уверенный в себе человек с положительной самооценкой всегда успешно общается с окружающими и прекрасно адаптируется к любым меняющимся условиям и обстоятельствам.
Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на