Про дисграфию, дислексию и другие нарушения письма и речи мы знаем хорошо. Водим детей к логопеду, приносим учителям справки с диагнозом, чтобы не слишком придирались к почерку и грамотности.
А если трудности с математикой? Первое, что приходит в голову: «Да он просто гуманитарий». Потом, оправдание сменяется раздражением: «Ну это же элементарно, ну как такое не понять/не посчитать».
Но неспособность к арифметике — это не лень, а так называемая «математическая слепота», сбой в развитии работы мозга. И его надо вовремя уметь распознать и скорректировать. Во-первых, потому что на цифрах базируется большая часть школьных предметов. Во-вторых, даже, если потом ребенок выберет профессию, не связанную с математикой, навыки ему все равно понадобятся в жизни. И уж точно не стоит ругать такого ребенка за «неуд» по математике.
«Дискалькулия — это нарушение, при котором у ребенка проявляется неспособность к счету и решению задач, требующих выполнения арифметических действий. В основе дискалькулии лежит отсутствие способности оценивать количество объектов с первого взгляда, без пересчета. Часто таких детей называют ленивыми или даже умственно отсталыми, что может привести к переводу в класс для детей с задержкой психического развития».
Почему такое нарушение возникает? Эксперт называет несколько причин.
«В первую очередь это поражение теменной доли коры головного мозга, — говорит Наталья Куликова. — Его могут спровоцировать тяжелая беременность или роды, травмы головы, нейроинфекции, опухоли и генетически обусловленные дефекты».
Среди других причин у дискалькулии может быть страх арифметики, если ребенка в раннем возрасте заставляли учиться счету и наказывали за ошибки. Негативный опыт приводит к тому, что видя цифры, малыш просто замыкается в себе и не может ничего сообразить. Также случается педагогическая запущенность, если дети воспитывались в неблагополучной семье. Но с этими причинами при правильной работе с психологом и педагогом, справиться легче.
Какая бывает дискалькулия — 6 типов
Вербальная — когда сложно воспринимать цифры на слух и выполнять действия устно. В этом случае обычно не возникает проблем с письменной арифметикой;
Практогностическая — ребенок с трудом может оперировать абстрактными понятиями и переводить их в практические примеры. Если есть задача, ему сложно составить по ней краткую запись.
Лексическая — когда возникают сложности с чтением математических знаков и цифр. Путать знаки «больше» и «меньше», конечно, до определенного момента имеет право каждый, но если третьеклассник до сих пор вместо «умножить» ставит знак «разделить» — это уже проблема.
Идиогностическая — когда есть сложности с выполнением устного счета, без опоры на письменный источник. Для наглядности ребенку нужно хотя бы видеть и перекладывать палочки.
Операционная — когда нарушены способности как к письменным, так и к устным арифметическим действиям.
Родители могут сами заподозрить у ребенка дискалькулию, если знают, на что обращать внимание.
«Прежде всего — на неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения, — объясняет Наталья Куликова. — Например, ребенок не может сказать, сколько яблок лежит на столе, пока не пересчитает их по одному. Во-вторых, на сложность в понимании любых арифметических действий с цифрами. Написанные цифры могут ничего не значить, пока ребенок не пересчитает и не сложит предметы. В-третьих, важно помнить, что таким детям очень сложно дается понимание течения времени и пройденного расстояния. И, наконец, зачастую вместе с дискалькулией возникают проблемы с координацией движений».
Еще из того, что может насторожить на практике: ребенок не может соотнести цифру с количеством предметов. То есть, он скажет, что на столе 5 яблок, но написать это не сможет — для него цифра 5 только закорючка, и ничего больше.
Если мы говорим уже о школьнике, он путает арифметические знаки, не может запомнить порядок выполнения действий, а таблица умножения для него вообще — мучение, при том, что с памятью в обычной жизни проблем нет.
«Если вы заподозрили у ребенка дискалькулию, то нужно обратиться к специалисту, — говорит эксперт. — Диагностикой и коррекцией занимаются логопеды. Но можно и дополнительно самостоятельно помочь ребенку. Математически способности отлично развивает игра в „магазин“, сортировка предметов, счет с помощью предметов (в том числе и счетными палочками), а также игры с часами, когда ребенок переводит стрелку от одной цифры к другой, называя их».