Вы не знаете, как реагировать на ее игру: иногда это забавляет, но иногда начинает раздражать. Постарайтесь принять ее поведение и понять, что именно подражая вам, дочь пытается повзрослеть, разобраться в себе и стать самостоятельной личностью.
Девочка-трехлетка
Вы заметили, как меняется ее настроение, когда кто-нибудь делает ей комплимент, говоря, что она красива или нарядно одета? Некоторые девочки воспринимают такие слова как сигнал к действию и продолжают начатое прихорашивание. Они «украшают» себя оставленными бусами, маминым кружевным бельем, помадой и всевозможными косметическими средствами, до которых им удается дотянуться. Затем они долго вертятся пред зеркалом, любуясь собой со всех сторон, или предлагают взрослым восхититься их «неземной» красотой. Другие девочки в ответ на внимание к их нарядам и внешнему виду могут смутиться, убежать и спрятаться. И то и другое поведение означает, что девочке становится небезразлично то, как она выглядит в глазах окружающих. Кроме того, она пытается понять, видят ли в ней будущую женщину или нет.
Таким образом девочка переживает очень важный период в своей жизни, получает богатый опыт в осознании себя как одной их тех, кто принадлежит к большому «племени» женщин. Она делает первые, пробные шаги, примеряя на себя образ женщины, решает: «Каково это – быть ею?» Девочка учится радоваться этому или смущаться, быть замеченной или отвергнутой, учится привлекать к себе внимание или избегать его всеми возможными способами. А мама становится для нее самым ярким, близким, притягательным образом (хотя иногда примером может стать кто-то другой, например, молодая бабушка или няня).
Необходимая и полезная игра
Игра в воображаемые предметы и действия, например, «как будто» есть обед из кубиков и или «как будто» ехать на «Мерседесе» из табуреток, появляется у детишек в промежутке от полутора до двух лет. Примерно в это же время в игру включается и имитация мимики, жестов, движений взрослых. Дело в том, что игра-подражание, которая обычно кажется одной из самых простых, требует от детей большой подготовки. Им необходимо узнавать и запоминать мельчайшие детали поведения выбранного образца, переживать события так же, как это делает их модель. Играя, то есть действуя «как будто» и «так же, как», ребенок существенно продвигается вперед в своем психическом и социальном развитии. Он учится, во-первых , приспосабливаться к разным правилам, ограничениям, настроениям, которые он уже способен заметить, во-вторых, лучше понимать все более и более сложные ситуации. В игре ребенок тренирует разные способы обращения с предметами и разные способы взаимодействия с людьми. Конечно, легче всего проиграть внешние атрибуты (шляпу, походку, типичные словечки), чем воспроизвести глубокий внутренний мир взрослых. Однако получаемая в игре форма не пуста, она наполняется весьма значимым для ребенка содержанием взрослого мира. Лето до 2-3 ребенок с интересом подражает и родителям, и случайным взрослым, примеряя на себя разные жесты, действия, слова, особо не выделяя принадлежность к тому или иному полу. Мальчик может попробовать покормить куклу грудью, а девочка охотно согласится помаршировать солдатским шагом. И хотя со стороны это может показаться смешным, не стоит делать такое поведение предметом шуток и насмешек.
Понравлюсь ли я папе?
В течение третьего года жизни маленькая девочка или мальчик начинают осознавать свою принадлежность к полу (но это вовсе не значит, что в возрасте 3 лет происходит ее полное понимание). Трехлетние дети обращают внимание на различия в поведении мамы и папы, на проявление их интереса друг к другу, пытаются различными способами привлечь к себе внимание родителей. Для того, чтобы завоевать признание и любовь одного из родителей, ребенок начинает неосознанно копировать другого.
Очевидно, что в игре-подражании дети стараются реализовать свои представления о мужественности или женственности. «Ковбои» и «солдаты» могут стать грубее или резче, а «мамы» и «врачи» - строже или кокетливее. Поэтому в какой-то момент поведение детей может показаться преувеличенно-карикатурным.
Знакомство с новой ролью – достаточно личный процесс, поэтому многие дети переживают период застенчивости, смущения. Из-за этого некоторые предпочитают играть в игру-имитацию в одиночестве, в своей комнате, получая удовольствие от «своего кино». Но многим малышам, напротив, необходимы зрители, внимание и одобрение их поведения, внешнего вида. Вы можете включиться в игру, если у вас есть для этого время и подходящее настроение. В любом случае вы должны постараться спокойно, по-взрослому, отреагировать на новый наряд вашей дочери, похвалив удачные находки и поправив недостатки. Это докажет, что вы вполне серьезно относитесь к ее новым качествам, признаете ее женственность и готовы принять участие в построении имиджа.
Маленькая девочка или маленькая женщина?
Реакция родителей на игры и проказы детей бывает разной. Обычно она зависит от личной трактовки термина «женственность» и общего эмоционального настроя. Некоторые мамы любят наблюдать за тем, как их дочь «красит» ногти, накладывая на них кусочки ткани вместо лака. Другие, особенно приверженцы джинсов или спортивного стиля в одежде, могут обвинить девочку в излишней жеманности. «Утром моя дочь может часами выбирать себе платье. А если не найдет к ним подходящих колготок, то закатит настоящую истерику! Она берет у меня косметику, заколки для волос. Чтобы решить эту проблему, я собрала для нее отдельную косметичку с маленькими пробниками. В результате утром каждый занимается своим делом, и мне, наконец, удается спокойно собираться на работу», - рассказывает одна мама.
У многих женщин появление в доме маленькой соперницы вызывает напряжение, ведь девочка умудряется забирать большую часть папиного внимания, например, его улыбки и комплименты. Иногда маму может задеть и обидеть пародия на ее собственное поведение, на те несимпатичные черты ее характера, которые в преувеличенном виде проявляются в играх и поведении ребенка. Но не забывайте, что за подражательным поведением в этом возрасте скрывается всего лишь желание быть ближе к маме и попытка стать такой же прекрасной, как она. Поэтому причина маминой обиды, скорее всего, скрывается в недовольстве собой и чертами своего характера…
Некоторые родители научились использовать игру в подражание, чтобы поговорить с детьми на серьезные темы. Например, о стыдливости и целомудрии. «Некоторое время назад наша дочь была очарована моим нижним бельем, возможно, потому, что все еще ходила в подгузниках. Когда я застала ее во время «примерки», я не смогла удержатся от смеха, однако потом все же перешла к объяснениям. Я сказала, что у нее тоже будут чудесные трусики, если она станет ходить на горшок. И это подействовало!»
Можно также использовать такие ситуации, чтобы поговорить с ребенком о ценности собственного мнения и стиля поведения. «Дочка очень расстраивалась, что не может ходить в таких же туфлях, как я. Они сваливались с ее ножек, девочка все время спотыкалась и очень расстраивалась из-за этого. Мы с папой сказали, что нам очень нравятся ее туфельки, что они красивы именно на ее ножках и так смешны на папиных и моих».
А может, девочке не хватает мамы?
Иногда бывает так, что, играя в маму, копируя ее поведение, ребенок пытается восполнить недостаток реальной матери в ее жизни. Именно на третьем году жизни дочери женщины начинают скучать по своим делам, возвращаются к активной профессиональной жизни и эмоционально отдаляются от ребенка. Поэтому, если игры в маму становятся преобладающими, постарайтесь найти время для теплых отношений с ребенком.
Подражание – это обучение
Младенец нескольких дней от роду уже способен ответно улыбнуться, высунуть язык, специально надуть щеки и даже выразить радость или удивление.
От 3 до 4 месяцев малыш развлекается тем, что копирует улыбки и гримасы знакомых лиц.
К первому году ребенок повторяет разные движения, интонации, звуки.
От 12 до 18 месяцев ребенок учится находить что-нибудь интересное в новых персонажах. При этом он делает ручкой «до свидания» или посылает воздушные поцелуи.
К 2 годам малыш перенимает манеры поведения взрослых (даже в их отсутствие), независимо от пола. Имитируются жесты и позы, целые большие фразы.
Между 3 и 4 годами дети играют в маму, продавщицу, медсестру. В основном персонажами становятся именно те взрослые, которыми малыш восхищается, которых любит. Затем каждый ребенок локализует свою собственную модель (обычно для маленькой девочки ею становится мама, для маленького мальчика – папа).
В 5-6 лет ребенок приспосабливается к тому стилю поведения, который четко определен его полом.