«Сын почему-то никак не хочет говорить слово „вертолет“, — огорченно рассказывает Ольга, мама трехлетнего Гриши. — Называет его „туляна“. По слогам — пожалуйста: вер-то-лет. Просишь сказать слово целиком — туляна».
Эта мама — редкий представитель тех, кто огорчается, слыша, что ребенок заменяет обычные слова своими собственными, выдуманными, и отказывается говорить правильно. Многие же думают, что если говорить с ребенком на «детском» языке, ему будет понятней. Мол, он же так произносит слова, значит, и воспринимать произнесенные так же, будет легче. Но нет — никакого специального детского языка не существует. Если говорить «ням-ням» вместо «кушать», би-би вместо «машина», ав-ав вместо «собака», искажать звуки — мой «холосый» (а не хороший), и прочим образом сюсюкать, вы рискуете испортить развитие речи у малыша.
Понятно, почему родители нарочно коверкают устную речь, — от умиления, прилива безграничной нежности и любви к своему малышу. Посторонние взрослые чаще всего начинают «сюсюкать» с очаровательным младенцем тоже от умиления. Хотя иногда так могут пытаться скрывать неловкость или неискренность. А специалисты считают, что сюсюканье — не такая уж безобидная вещь, как может показаться. Ребенку будет сложнее научиться говорить.
Наверное, любому взрослому при виде милых детишек сложно удержаться от того, чтобы не начать с ними сюсюкать, выражать радостные эмоции через улыбку, тихий тон голоса и употребляя «детские» слова. Это проявляется инстинктивно. В этом явлении есть положительный аспект — малыш, еще не умеющий распознавать смысл слов, прислушивается и привыкает к мягкой умилительной и доброжелательной интонации, а вот резкие громкие звуки могут его испугать. Кроха внимательно смотрит на говорящего, на его артикуляцию и со временем начнет повторять и движения губ, и звуки. И вот здесь могут подстерегать проблемы. Разберем по пунктам.
«Сюсюканье» тормозит полноценное развитие речевых навыков у ребенка. Поэтому по мере его взросления родителям нужно свести на нет искажение слов и отдельных звуков.
У малыша, с которым разговаривают неправильным образом, формируется искаженное представление о лексико-грамматическом строе родного языка. Если он с детства постоянно слышит неправильные формы слов, то они и станут его нормой, он запомнит такое произношение и переучивать ребенка будет очень сложно.
Привыкнув с раннего детства к тому, что речь звучит невнятно, ребенок будет испытывать трудности с овладением письмом, так как основой этого навыка является хорошо развитый фонематический слух.
Запомнив упрощенные слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым — настоящим. Кроме того, слова-заменители чаще не склоняются. Это затрудняет восприятие ребенком грамматической стороны речи, попросту говоря, он будет неправильно склонять существительные и спрягать глаголы. Да и вообще непонятно, зачем это делать, если «ав-ав», например, не склоняется, но всем все понятно.
В будущем у ребенка не исключены психологические проблемы. Это бывает, когда сын или дочка взрослеет, а родители продолжают «сюсюкать» и переигрывать с нежностью. Но такое общение детским пониманием «считывается» как сигнал превосходство над собой: мол, я все еще маленький и недостаточно хорош, чтобы взрослые общались на равных. Отсюда и неуверенность в себе и инфантильность.
Конечно, ласковая лепечущая манера общения намного легче и понятнее ребенку, но легче — не значит лучше. Взрослым нужно уметь перестроиться на возраст своего ребенка, который растет, взрослеет, расширяет кругозор. Считается, что после года говорить с крохой нужно четко, отчетливо произносить звуки.
Как общаться с ребенком?
В общении с детьми очень важен близкий контакт. Малыши должны отчетливо видеть вашу артикуляцию, слышать чистые звуки и грамотную речь.
Именно поэтому рекомендуется ограничить время, которое ребенок проводит с планшетом, телевизором и телефоном. Уж лучше аудиокниги.
Мультики рекомендуется смотреть советские, потому что героев озвучивали актеры и дикторы, песни исполняли профессиональные певцы, а сама артикуляция героев хорошо прорисована.
Никто не говорит о том, что вы должны перестать «нежничать» с малышом. В редких случаях для того, чтобы завлечь или успокоить ребенка, сюсюканье допускается. Если вам очень хочется показать ребенку всю свою любовь и ласку, лучше проявлять это, используя всего два доступных и действенных психологических инструмента — мягкую интонацию и пониженный тембр.
Главное — нужно относиться к ребенку с уважением, как к самостоятельной личности!
А как в других странах?
В Великобритании родители тоже проявляют нежность к малышу, придумывая забавные звукоподражания. Например, в моей семьей кто-то из взрослых, играя с детьми, говорил не утка, а «квак-квак», не лошадь, а «джи-джи», а кто-то называл этих животных так, как они называются. Так что сюсюканье — не только российская традиция.
Но каких-то логопедических сложностей, как правило, не возникает. В Великобритании обращения за помощью к логопедам не так распространены, как в России, где практически в каждом дошкольном заведении работают такие специалисты. Чтобы получить направление к логопеду, у ребенка должна быть по-настоящему серьезная проблема с речью, которую не может решить педагог-дошкольник.
В нашем детском саду в Москве, когда мы приступаем к обучению малышей английскому языку, мы в течение первых нескольких недель сосредоточены на навыках слушания. Это подготовительный этап перед тем, как мы перейдем к освоению звуков.
А большинство учителей и родителей совершают ошибку — начинают с алфавита, напевая песенку «ABC». Но более эффективно, на мой взгляд, в первую очередь ознакомиться с фонетикой языка, в дальнейшем будет проще научить читать ребенка. Мы в детском саду не учим малышей названию букв, пока они не будут хорошо знать звуки, обычно это бывает к 5 годам.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.