Лентяй поневоле
Темпы формирования тех или иных навыков и последовательность этапов развития у каждого ребенка индивидуальны, а некоторые «вехи» малыш может и пропустить. Например, по медицинским нормам, на которые следует ориентироваться родителям, дети обычно начинают ползать не раньше 5‒6 месяцев. Но случается, что малыш обходится практически без этого этапа: очень быстро осваивает вертикальное положение и делает первый шаг. В таком случае надо внимательно разобраться в причинах опережения и показать малыша неврологу: задержка в формировании двигательных навыков, в том числе ползания, может быть признаком неврологического заболевания. О том же может свидетельствовать и ускоренное их развитие.
Впрочем, очень часто в подобном сценарии виноваты сами родители. Бывает, они стремятся форсировать события и побуждают ребенка быстрее занять вертикальное положение, предлагая ему в помощь ходунки. Здесь главное — не переусердствовать и не оставлять ребенка надолго в ходунках. Ведь в вертикальном положении возникает слишком большая нагрузка на еще не окрепшие позвоночник и мышцы, что в будущем это может не лучшим образом повлиять на осанку и развитие стоп. Второй, прямо противоположный случай — взрослым спокойнее, когда ребенок тихонько лежит в кроватке и никого не беспокоит. Порой кроху даже не выкладывают на животик, потому что в таком положении за ребенком нужен глаз да глаз и мама не может от него отвернуться даже на минутку, не то что отлучиться в другую комнату. В результате малыш вынужден большую часть времени, когда он бодрствует, проводить лежа на спине в кроватке или манеже. В обоих случаях младенец лишен свободы движений и возможности «накачивать» мышцы, становится «ленивым» и весьма неохотно осваивает необходимые навыки.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Результат ползания очень серьезен — ребенок начинает лучше управлять своим телом и ориентироваться в пространстве.
Полезные упражнения
Движение стимулирует развитие нервной системы, психики и интеллекта, в частности ползание помогает развиваться подкорковым структурам мозга. Кроме того, передвижение на четвереньках укрепляет опорно-двигательную систему, мышцы рук и ног. Доказано, что дети, получившие возможность вдоволь ползать, физически более крепкие, у них лучше развита мелкая моторика, они раньше начинают исследовать окружающий мир. Ползание также помогает развивать координацию рук и ног, правой и левой половины тела, а значит, налаживает взаимосвязь правого и левого полушария. Ползая, малыш учится управлять своими движениями, понимать свое тело и ориентироваться в пространстве. А еще «ходьба» на четвереньках, как и любое движение, улучшает кровообращение, укрепляет связки суставов. И, наконец, из этого положения ребенку легче научиться садиться.
Каковы последствия?
Пропущенный этап ползания в будущем может повлиять на освоение чтения и письма. Если в конце первого учебного года школьник с трудом читает и пишет со множеством ошибок, возможно, это происходит потому, что в раннем детстве он толком не ползал, из-за чего некоторые отделы мозга у него еще недостаточно развиты. Проконсультируйтесь у нейропсихолога. Специалист порекомендует специальные физические и интеллектуальные упражнения, которые помогут решить проблему.
Как же помочь малышу вовремя освоить такой полезный навык? Доктора настоятельно рекомендуют, с одной стороны, не торопить младенца, но в то же время поощрять его двигательную активность. Например, во время бодрствования чаще выкладывать малыша животик. Если вы при этом будете подставлять под его ножки руку или что-то твердое, кроха довольно быстро научится отталкиваться от опоры. Это поможет ему тренировать мышцы ног. Затем кроха научится держать головку, потом — «отжиматься» и некоторое время удерживать тело уже на вытянутых ручках. Когда малыш «ленится» и неохотно занимается подобной «зарядкой», примените хитрость: положите от него на некотором расстоянии любимые игрушки. Крохе поневоле придется за ними потянуться. Отодвигая игрушки каждый раз все дальше и дальше, вы достигнете нужного результата: наступит момент, когда до игрушек надо будет уже ползти.
В 5‒6 месяцев юному исследователю пора дать относительную свободу передвижений, то есть спустить его на пол, постелив на него одеяло или коврик. А чтобы малыш не мешал маме заниматься домашними делами, можно дать ему в руки предмет для изучения — новую игрушку, погремушку или небьющуюся кухонную утварь.
Обучать малыша технике ползания можно с помощью большого надувного мяча (фитбола). Положите мяч себе на колени, сверху на мяч посадите ребенка. Это нехитрое упражнение позволит укрепить мышцы спины и живота. Можно также положить кроху животиком на фитбол и, придерживая кроху, осторожно катать мяч из стороны в сторону так, чтобы периодически ножки ребенка касались пола.
Поощрить младенца к ползанию ползать помогут и игрушки на веревочке. Вы будете тянуть игрушку за собой, и малышу придется за ней ползти.
Наконец, полезным будет всем хорошо знакомое упражнение «велосипед», когда мама, сгибая правую ножку малыша, разгибает левую и наоборот. Когда ребенок освоит это движение, можно переходить к одновременному сгибанию и разгибанию правой и левой ножек.
Никогда не поздно
Конечно, если кроха, вдоволь не поползав, уже начал ходить, вернуть его к ползанию уже невозможно. Впрочем, бывает, что в 2‒3-летнем возрасте малыш вдруг начинает активно «ходить» на четвереньках или играть, лепить из пластилина, рисовать, лежа на животе. Не пугайтесь, это не регресс. Таким образом карапуз пытается наверстать упущенное. Потому не ругайте его и для удобства малыша постелите на пол коврик. В любом случае, если ребенок раньше времени освоил какие-то навыки, не стоит ограничивать его физическую активность, чтобы не затормозить дальнейшее развитие. Гораздо большего беспокойства заслуживает ситуация, когда приобретенные навыки почему-то утрачиваются. В таком случае срочно обращайтесь к неврологу.