С кем из нас такого не случалось? Ребенок пинает ваше кресло, играет со столиком, с грохотом открывая и закрывая его. А мама и папа молчат — лишь бы дите было чем-то занято и их не донимало. И каждый раз мы думаем: сказать что-то ребенку или его родителям, быть строгим или мягким, а может, просто сделать глубокий вдох и все стерпеть…
В начале месяца много шума наделало видео, снятое в самолете рейса «Москва — Симферополь». В кадре пассажирка со взъерошенными волосами кричит на родителей ребенка, а потом и вовсе бросает в них свою сумку.
«Хватит мне уже по спине стучать! Хватит! Я два часа терплю, я прошу, чтобы ногами не стучали», — верещала она.
Подбежавший в разгар конфликта стюард пытался успокоить разбушевавшуюся пассажирку. Осипшим от криков голосом девушка объяснила, что сперва вежливо просила успокоить ребенка. Но ей в ответ посоветовали выпить успокоительного.
Общество разделилось на два лагеря — одни вступались за женщину. Дескать, понять ее можно — довели человека. Другие защищали родителей, а пассажирку назвали неадекватной.
Так как же поступить, когда ребенок весь полет пинает ваше кресло, а родители не обращают на это никакого внимания? Кто должен защищать права пассажира в подобных случаях, что на этот счет говорит закон?
Ищем легкие пути
Как известно, разбираться с последствиями всегда сложнее, чем не допускать их, поэтому многие сошлись во мнении, что не нужно было доводить себя до точки кипения и терпеть.
Стоило сразу же, как стало понятно, что родители не могут совладать с ребенком, позвать бортпроводников с просьбой о пересадке. Свободные места есть почти всегда, а значит, это не вызвало бы сложностей.
Вообще за смену места берется дополнительная плата, но не тогда, когда дело касается конфликтных ситуаций, разрешать которые должны именно бортпроводники.
Обезопасить себя от возможных конфликтов могут и сами пассажиры с детьми, заранее выбрав правильные места — к примеру, в первом ряду.
А как продуктивно поговорить с родителями ребенка, чтобы не довести до подобного конфликта?
– В первую очередь важно понять: вы не имеете права вмешиваться в воспитание чужого ребенка. Даже если сами являетесь матерью троих, даже если уверены, что перед вами недобросовестный родитель, который не привил ребенку азы культурного поведения. Судите сами: вы поворачиваетесь и на повышенных тонах высказываете претензию — какой будет реакция? Оборонительной. Оно и понятно: моим ребенком недовольны — я плохая мать — надо защищаться! Поэтому будьте готовы услышать в ответ не самые приятные слова.
Согласно законам психологии, любую претензию стоит доносить «я-сообщениями», иными словами затрагивать в них именно ваши чувства и переживания, показывая в то же время, что вам понятны и близки чувства оппонента. В этом случае общение будет строиться по принципу «взрослый — взрослый» и прийти к компромиссу будет гораздо легче. Схема такова:
Отметьте, что сопереживаете матери: «Я понимаю, что вы наверняка устали, перелеты с детьми — тот еще квест».
Скажите, что понимаете самого ребенка: «Детям безумно скучно в полете. Конечно, ему хочется пошалить».
Наконец, скажите о себе: «Я бы очень хотела сейчас почитать, но довольно сложно сосредоточиться в такой ситуации. Может быть, вы поменяетесь креслами?»
В этом случае ваша просьба как минимум будет услышана.
Если ваш покой в самолете нарушает подросток, можно попробовать установить с ним контакт напрямую. Не просто так подростки в замкнутом пространстве на высоте нескольких тысяч метров над землей пытаются разнообразить ситуацию. Им может быть, скучно, страшно, тревожно… В любом случае, они не зла окружающим желают, а пытаются себя чем-то отвлечь или занять. Иногда бывает, что подростка отправляют в полет самостоятельно (с 14 лет это разрешено), и тогда родители будут вне вашего доступа.
Можно взять с собой в дорогу тоненькую недорогую книжку с головоломками или сборник кроссвордов и предложить ребенку помочь вам в решении «сложной» задачки. А потом при желании и возможности незаметно выключиться из процесса. Если это не сработает, то действуем по той же схеме установления контакта через «я-высказывание».
Спокойствие, только спокойствие
Шумные дети занимают далеко не первую строчку в списке тех, кто раздражает пассажиров самолетов. Согласно опросу сервиса Aviasales, «почетное» первое место досталось людям, переборщившими с алкоголем. Вот уж кто порой шумит громче любого грудничка. На втором месте оказались неприятные запахи самого разного толка. А вот последнее отдано как раз маленьким пассажирам.
Однако не стоит демонизировать детей. Ведь очевидно, что для маленького ребенка провести несколько часов в неподвижном положении — задача порой просто невыполнимая. А все потому, что только к 7 годам у детей формируется способность регулировать свое поведение и соблюдать правила. Поэтому к полету, а тем более длительному, родителям нужно готовиться и заранее продумать, чем занять малыша и как его успокоить в случае необходимости.
Как родителям успокоить ребенка в самолете
Если ребенок уже занимает отдельное место, но все еще мал, позаботьтесь об автомобильном кресле и о том, чтобы оно было пригодно для полетов.
Наиболее неприятные моменты полета как для взрослых, так и для детей, — взлет и посадка. Держите наготове любимую сладость ребенка, мягкую игрушку или развивашку — все это поможет отвлечь внимание от неприятных ощущений. Пригодятся модные нынче попиты (взрослым, кстати, тоже) и тесты IQ, которые надолго смогут увлечь малыша.
Обязательно давайте ребенку достаточно воды. Сухой воздух типичен для воздушного судна, а обезвоживание может провоцировать нервозность. От заложенности в ушах спасут леденцы.
Не забывайте, что в самолетах обычно очень мощная система кондиционирования. Не забудьте теплую кофту или плед, чтобы малыш не переохладился.
Обнимите ребенка: так он будет чувствовать себя максимально безопасно, и полет станет для вашей семьи (и окружающих!) не испытанием, а приятным времяпрепровождением, которое вы будете вспоминать с улыбкой.
Как защищает права пассажиров закон
– Может ли пассажир потребовать компенсацию от родителя или авиакомпании за причиненные неудобства, если ему всю дорогу мешал позади сидящий ребенок? В гражданском кодексе РФ указано, что ответственность за причиненные неудобства ребенком, не достигшим возраста 14 лет, несут его родители. Однако мама и папа освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник не по их вине. Следовательно, если родитель во время полета предпринимал все необходимые меры для того, чтобы успокоить малыша, никакой ответственности он не несет.
Со стороны авиакомпании неудобств можно было бы избежать, если бы она пошла на увеличение расстояния между сиденьями или же продавала для родителей с детьми места только в начале салона, где нет кресел впереди, или перед пожарными выходами, где расстояние гораздо больше. Но Правила перевозки пассажиров не содержат таких ограничений.
В то же время авиаперевозчик является коммерческой организаций, поэтому он несет ответственность за перелет и все происходящее на борту вне зависимости от своей вины. Таким образом, с учетом положений закона «О защите прав потребителей» требование пассажира о выплате ему денежной компенсации за причиненные во время полета неудобств может быть удовлетворено, однако размер компенсации, уверен, будет минимальным — не более 1–3 тыс. рублей. Отмечу, что судебная практика по данному вопросу отсутствует.