Что лучше: общеобразовательная школа или семейное обучение? С одной стороны, мы видим примеры, когда родители сами занимаются дома с детьми и дают им хорошее домашнее образование. Как, например, в семье Тепляковых, в которой 8-летняя дочка смогла поступить в МГУ. С другой стороны, в массовом сознании родителей все равно присутствует неуверенность в том, насколько уровень такой подготовки соответствует государственным стандартам, не будет ли потеряно зря время и сможет ли ребенок поступить в вуз?
О том, что современная школа имеет проблемы, ни для кого не секрет:
Дети тратят массу времени на учебу, но уровень усвоения материала не всегда достаточный.
Некомпетентный учитель, конфликты с педагогом — это тоже реальности современного времени.
При обучении не учитываются личные особенности ученика, его образовательных потребности.
В школе возможны такие опасные проявления агрессии, как травля, преследование ребенка одноклассниками.
Помимо этого, школьнику нужно рано вставать перед занятиями, добираться до школы, а родителям закрывать организационные вопросы.
По мнению психолога Людмилы Петрановской, недостатки массовой школы имеют место быть, но при этом родителям нужно отдавать себе отчет, что обучение детей — это работа, требующая времени, компетенций и мотивации. Большинство родителей такими ресурсами не обладают.
«Выступая в роли педагога для своего ребенка, сложно отделиться от родительской роли. Даже очень опытные репетиторы, которые готовы бесконечно объяснять трудный материал ученикам, рассказывают, что со своими собственными детьми они быстро теряют терпение, раздражаются, критикуют ребенка», — такое мнение высказала Людмила Петрановская в своем
Кроме того, родители могут пропускать уроки с ребенком, если понадобится куда-то поехать или что-то сделать, а в итоге программа будет не пройдена. Это еще один минус. Маме или папе нужно не только уметь объяснить новую тему, но и быть хорошим организатором. Поэтому, прежде чем решиться на домашнюю форму обучения, родителям стоит поинтересоваться опытом других семей.
«Более реалистичной мне кажется модель, которую я называю «катакомбные школы». Это школы, которых нет как официального образовательного учреждения (или формально это учреждение допобразования).
В реальности это инициатива группы родителей, которые объединяются и ищут для своих детей хороших учителей. Дети числятся на домашнем обучении, но учат их не родители, а профессионалы. Это дешевле, чем нанимать одному ребенку репетиторов по всем предметам. И решает проблему общения со сверстниками, внеурочной жизни», — пишет Людмила Петрановская и перечисляет несколько плюсов такой формы домашнего образования.
Небольшая численность группы учеников.
Заинтересованные в результате обучения учителя, которым не нужно заниматься «бумажной работой».
Время на изучение материала используется более продуктивно.
А среди сложностей «катакомбных школ» Петрановская называет необходимость проходить ученику обязательную для домашнего обучения аттестацию в другом учебном заведении и риск того, что учителя и родители в какой-то момент не придут к общему мнению.
«Этот проект школы создаются неравнодушными родителями и учителями. И если со временем оказывается, что какие-то цели и способы их достижения они видят по-разному, вся инициатива легко может развалиться», — считает психолог.