В возрасте приблизительно восьми месяцев ребенок начинает понимать, что он – это не весь мир, мама не его часть, а отдельное существо и вокруг есть другие люди. Этот период называют «тревогой восьмимесячных». Малыш начинает с опаской относиться к незнакомым людям и ищет защиты и утешения на руках у мамы. Часто именно в этот период, между 7 и 12 месяцами, он привязывается к какому-либо предмету (платочку, одеяльцу, игрушке). Эта вещица служит связующим звеном между тем, что ему хорошо знакомо (родители, дом), и непривычным местом и незнакомыми людьми (ясли, поликлиника...). Любимая игрушка для ребенка — кусочек знакомого ему мира. Если вам необходимо отлучиться, его друг остается с ним. Для малыша игрушка – символ того, что мама существует, даже если ее нет рядом. Появившуюся у малыша любимую игрушку в психологии называют «переходным объектом». Это означает, что ребенок готов принять тот факт, что мама не составляет с ним одно целое и не может быть рядом постоянно. Для того чтобы справиться с тревогой «отделения», малышу необходим реальный, осязаемый предмет, который в его фантазиях заменяет маму.
Личная территория
Как правило, ребенок выбирает игрушку из доступных ему вещей: что-то из спальных принадлежностей или мягкую игрушку. Важно, чтобы вещь была мягкая и имела родной, привычный запах. Поэтому ни в коем случае не стирайте объект привязанности, запах – одно из важнейших его свойств.
Никогда не стирайте любимую игрушку малыша: ее запах для него очень важен.
Одни дети предпочитают не расставаться с любимой игрушкой, постоянно держат в руках, даже если им не очень удобно. Другим она нужна в определенные моменты, например перед сном или на прогулке. Важно помнить, что для ребенка «переходный объект» гораздо больше, чем обычная игрушка, он – часть малыша. Отсюда и безутешные рыдания, когда внезапно любимый предмет оказался выстиранным и потерял свой обычный запах или, что еще хуже, вдруг потерялся.
Законное владение
Любимая игрушка – первая собственность вашего крохи. Ему ее никто не навязывал, он выбрал ее сам. Этот предмет помогает взрослеть. С ним у малыша появляются представления об отношениях между людьми. Благодаря ему ребенок создает свой мирок и представляет себя в нем главным персонажем.
Игрушка – первая персональная вещь вашего малыша.
Игрушечный компаньон может быть для малыша кем угодно: утешителем, хранителем секретов, тем, кто всегда рядом и на кого можно «свалить» вину за свои проделки. Ему в изобилии расточаются ласки, поцелуи, поглаживания, но также частенько он оказывается покусанным, разорванным, разрезанным... Ваш ребенок обладает полной властью над этим предметом, перекладывая на него те эмоции, которые не всегда имеет возможность выразить в отношении вас.
Потерялся!!!
Это настоящее бедствие! Вы в отчаянии, малыш ревет не переставая. В семье – хаос и смятение, все сбились с ног, ребенок – безутешен. Он не расставался со своим игрушечным другом ни на минуту, засыпал с ним, не выпускал его из рук во время еды и купания. И вдруг постоянный компаньон и утешитель исчез! Малыша невозможно уложить спать, он отказывается оставаться с няней и не принимает никакой замены. Ему нужна только его любимая игрушка! Будьте готовы пережить настоящую бурю, возможно, какое-то время малыш будет безутешен и прольет немало слез. Окружите его заботой, скажите ему, что тоже расстроены из-за того, что его друг потерялся. Ваш ребенок лишился любимого объекта и чувствует грусть и растерянность. Для него это первое столкновение с утратой, это полезный, но тем не менее драматический опыт. Не тешьте малыша иллюзиями. Скажите, что вы сделаете все возможное, чтобы отыскать любимую игрушку, но не обещайте, что обязательно найдете его обожаемого компаньона. Позвольте ему некоторое время погоревать, будьте рядом, согрейте его своими объятиями. Когда он немного успокоится, попробуйте предложить другую игрушку, позволяя самому сделать выбор. Совсем маленькому можно предложить какую-нибудь свою вещь, например платочек, несущий отпечаток вашего запаха. Дайте малышу время привыкнуть к новому предмету. Постарайтесь быть внимательнее в будущем. Пришейте на игрушку бирку с номером вашего телефона на случай потери. Заранее купите запасную такую же, если возможно.
А если ее нет?
Малыши снимают напряжение и переживают расставание разными способами. Любимый предмет необязательно должен быть объектом извне, это может быть и собственное тело, вернее его часть. Малыш может сосать большой палец, наматывать волосы на пальчик или играть со своим языком. В этом случае ребенок находит источник утешения и успокоения не во внешнем мире, а в своем теле. Иногда ребенок выбирает немного необычный предмет, например край рукава своей рубашки. Наконец может случиться так, что у него просто нет любимой игрушки, возможно, он нашел свой способ справляться с тревогой. В любом случае навязать ему что-либо невозможно. Ваш ребенок сам решает, что ему необходимо в соответствии со своими потребностями.
Игрушка связывает малыша с миром.