История с Джипси Роуз Бланшар, которая стала убийцей собственной матери, 8 лет назад настолько широко освящалась в прессе, что на ее основе сняли документальный фильм и сериал «Притворство». У матери девочки был редкий случай в психиатрии — делегированный синдром Мюнхгаузена. Женщина постоянно выискивала у дочери симптомы болезни, которых, как оказалось, не было. Зато Диди Бланшар было выгодно внимание общественности, сочувствие и пособия, которые она получала благодаря «тяжело больной» дочери. Но история Джипси — далеко не единственная, только другие не так громко и массово обсуждали.
У Джипси был предшественник — мальчик, имя которого не называли в прессе. Его мать Лиза Хейден-Джонсон всячески издевалась над сыном, усадив его в инвалидное кресло и добиваясь для него звания «самого больного ребенка Великобритании». Для женщины это было великим достижением, потому что именно заболевания ребенка привлекли внимание общественности к ее семье, и мать мальчика буквально купалась в этой славе.
Мальчик родился недоношенным
Все началось в 2001 году, когда сын Хейден-Джонсон появился на свет на 9 недель раньше срока. Он был помещен в специальное детское отделение, где его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Когда Лиза попробовала кормить сына грудью, он был не в состоянии сосать грудь, и поэтому ему стали давать питание через назогастральный зонд. Тогда женщина впервые столкнулась с сочувствием и повышенным вниманием со стороны медперсонала и близких, и она получила от этого какое-то странное удовольствие.
Когда Хейден-Джонсон забрала ребенка домой, проблемы со здоровьем у малыша постепенно прошли, но мать это не устраивало, и она продолжила вызывать скорую по ночам, утверждая, что ребенок проглотил молоко и задыхается.
Впоследствии жизнь ребенка превратилась в ад, но бедный мальчик долго не подозревал об этом. Несколько лет мать залечивала его от тяжелых диагнозов, которые сама же и вызывала, а ребенок ей верил и считал себя больным. Вот все диагнозы, которые поставили мальчику: диабет, детский церебральный паралич, муковисцидоз, пищевая аллергия и непереносимость солнечного света. Это позволило Лизе не только получать пожертвования, пособия и подарки для ребенка, но и возможность лично встретиться с политиками и знаменитостями, среди которых были герцогиня Йоркская Сара Фергюсон и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
Ребенка усадили в инвалидное кресло и вводили пищу через трубку
В 2005 году, когда мальчику установили трубку для питания, его мать рассказывала, что ее бедный сын страдал от редчайшей аллергии. С ее слов, таких случаев в мире не больше шести.
«Он не может есть на вечеринках по случаю дня рождения своих друзей или на семейных барбекю. Он не может съесть хот-дог или мороженое на пляже. Когда я смотрю на него, я не вижу больного ребенка. Я вижу его дерзкую улыбку и огромные щенячьи глаза», — утверждала женщина.
Во время судебного разбирательства выяснилось, что мальчика подвергли в общей сложности 325 медицинским вмешательствам, включая введение под общим наркозом трубки для кормления напрямую в желудок. Лиза заставила сына передвигаться на инвалидной коляске, хотя он мог сам ходить. Это нужно было женщине для того, чтобы доказать диагноз — детский церебральный паралич. Также Хайден-Джонсон заставляла сына носить постоянно солнцезащитные очки и искусственно повышала уровень сахара в крови мальчика, чтобы подтвердить диабет.
Ложь раскрыл наблюдательный врач
К 2007 году, когда мальчику было шесть лет, Лиза Хайден-Джонсон получила пожертвований на общую сумму 130 000 фунтов стерлингов, побывала в качестве гостя но шоу X Factor и добилась присуждение ее сыну премии «Ребенок за мужество». Но как только кто-то из врачей или знакомых высказывал сомнения по поводу болезней ребенка, она начинала вести себя агрессивно. В конце концов один очень наблюдательный врач настоял на полном обследовании ребенка. Для этого ребенка нужно было оставить в больнице на три дня, и тут Хайден-Джонсон запаниковала, что ее ложь раскроют.
В мае того же года в отчаянной попытке отменить визит сына в больницу она выдумала историю о том, что подверглась сексуальному насилию со стороны неизвестного мотоциклиста возле ее дома. Женщина симулировала травмы, порезавшись и облив раны, нанесенные ей самой, отбеливателем, надеясь отвлечь внимание полиции от настоящего преступления.
Но когда полиция сказала ей, что собирается арестовать «виновного» за преступление, Лиза запаниковала и призналась, что выдумала эту историю.
Во время дачи показаний бывшая соседка и медсестра Кейт Нит рассказала о двойной жизни, которую вела Лиза Хайден-Джонсон. На публике она строила из себя идеальную мать, и ее ребенок передвигался на инвалидном кресле и принимал пищу через трубку. Но дома мальчик иногда вставал на ноги и играл в футбол или катался на велосипеде, а также ел конфеты. Правда, тогда ребенку было семь лет, и он до конца не осознавал, зачем все это нужно его матери.
«Я с самого начала относилась к ней с подозрением, но вам не нравится подвергать сомнению слова матери. Я думаю, ей это сошло с рук, потому что она всем говорила, что она квалифицированная медсестра, а ребенок был недостаточно взрослым, чтобы оспаривать симптомы, о которых она рассказывала врачам. И она была очень конфронтационной и запугивающей. Она могла затеять спор с кем угодно», — говорила соседка.
При обыске полиция обнаружила видеоролики, снятые во время праздника. На них видно, как мальчик на круизном лайнере бегает в плавках и сытно ест.
Мать не проявляла раскаяния
Лизу Хайден-Джонсон приговорили к трем годам и трем месяцам тюрьмы. Многие считают наказание за пытки над ребенком слишком щадящим. Мальчик страдал от вымышленных диагнозов и «лечения» матери целых шесть лет!
В зале суда прокурор Эндрю Макфарлейн сообщил «Подсудимая организовывала и осуществляла ложный медицинский и психологический уход, который заключался в круглосуточном издевательстве, затрагивавшем каждый аспект жизни маленького мальчика. В результате садистской лжи подсудимая получила известность и внимание всей страны, а также получила возможность встретиться с представителями королевской семьи и бывшим премьер-министром».
Констебль Марк Урен из полиции Девона и Корнуолла рассказал о поведении Лизы после ареста: «Она постоянно отрицала, что была жестокой по отношению к своему сыну. Она ни разу не извинилась за то, что сделала — никогда не было объяснения».
Сейчас мальчик живет с отцом и своей старшей сестрой. Муж расстался с Лизой еще во время ее ареста — на тот момент у женщины появился новый бойфренд. Сейчас ребенку должно быть 22 года, но о его судьбе ничего не известно. Еще в тот период, когда над Хайден-Джонсон состоялся суд, психологи опасались за то, какое влияние пытки матери оказали на психику мальчика.