Нет, однозначно отрицательными, за редким исключением, их, конечно, назвать нельзя, но и повторять поступки этих персонажей детям не стоит. Зачем же тогда они, такие нужны?
Во-первых, многие яркие положительные герои нуждаются в антагонисте. И, чем хуже поступки второго, тем убедительнее, по замыслу автора, должен выглядеть образ первого в глазах маленьких читателей. Во-вторых, эти герои понятны и симпатичны им, потому что сами похожи на реальных детей. А каждый ребенок — да любой из нас! — имеет право не всегда быть идеальным, порой, плохо себя вести и не соглашаться с общепризнанным мнением. (Последнее, кстати, не так уж и плохо). Другое дело, до какой степени, и к каким результатам иные поступки иных персонажей могут привести. Вот до чего дошли, например, эти наши герои известных книг.
Пеппи Длинныйчулок
«Пеппи Длинныйчулок» (1945–1948 гг.)
Астрид Линдгрен
Пеппилотта Виктуалина Ругальдина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, или, как мы привыкли ее называть, просто Пеппи Длинныйчулок — одна из самых известных «литературных» девочек. Но что же это за девочка! Вернее, не девочка, а настоящий рыжий бесенок! Когда ей говорят, что в 9 лет ребенок должен ходить в школу, чтобы научиться «всевозможным полезным вещам», например, таблице умножения, Пеппи безапелляционно заявляет:
«Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения. Значит, и дальше проживу без нее».
Да уж, Пеппи совсем не пример для подражания, но все же, все же… Она необычайно великодушна и самоотверженна. Пеппи может накупить угощений для всех детишек города и постоянно приходит на помощь — спасает из горящего дома двух малышей, укрощает бешеного быка и совершает еще много подвигов. А вдобавок ко всему отказывается от путешествия, о котором мечтала долгие годы, когда видит, как плачут на ее проводах друзья — Томми и Анника. И потому эта, на первый взгляд, взбалмошная девчонка так влюбляет в себя читателей.
Безбашенность Пеппи, ее неиссякаемые выдумки и буйная фантазия — вот что нравится детям. А взрослых она заставляет вспомнить, что и они когда-то были маленькими и что порой нужно отрываться от своих серьезных дел и безудержно фантазировать вместе с детьми.
Капризка
«Капризка — вождь ничевоков» (1960 г.)
Владимир Воробьев
«Он сидел на спинке Павликовой кровати и болтал ножками. Волосы у него торчали во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперед. Павлик сказал: — Какой ты смешной! Ты кто? — Я Капризка, — пропищал человечек и уставился круглыми глазами».
Сейчас о книжке про Капризку подзабыли, однако в 80-х годах сказка была необыкновенно популярна, в советское время она выходила тиражами в сотни тысяч. Замечательная история уральского писателя, написанная более 50 лет назад, и по сей день не утратила своей актуальности. Читателей ждут захватывающие погони и приключения со множеством необычных персонажей и событий. Злонамеренное существо, этакий мелкий бес, Капризка, вдруг появившийся из книг, чей лозунг: «Хочу не хочу — делаю что хочу!», пытается переделать жизнь в городе по-своему и начинает с детей. Именно по его совету герои не слушаются родителей, дерзят им, убегают из детского сада, в общем совершают все то, что делают непослушные и даже очень непослушные дети. Капризка, сперва кажущийся даже обаятельным персонажем (к тому склонным прикидываться жалким), с каждой новой главой становится все более отталкивающим.
Симпатии читателей постепенно, по мере того, как разворачиваются события и обиженных Капризкой становится все больше, переходят на сторону обманутых им детей и их родителей. Скоро Капризке противостоят все жители и дети города, а также настоящий Кот в сапогах из сказки. Несмотря на «крутой» сюжет, книжка с прекрасным воспитательным эффектом, предназначена для дошкольников и самых младших школьников.
Нильс
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1904 г.)
Сельма Легерлёф
Эта всемирно известная сказочная повесть была написана бывшей учительницей (впоследствии ставшей одной из лучших писательниц Швеции) Сельмой Легерлёф, как школьный учебник по географии станы.
Итак, жил на свете мальчик Нильс Хольгерссон. «С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост — это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие»…
Нильс обидел не кого-нибудь, а сказочное и могущественное существо — гнома, а тот превратил мальчишку в карлика, ростом с палец.
Нильс, ставший изгоем в мире людей был вынужден покинуть дом и отправиться в путешествие с дикими гусями из Швеции в Лапландию и обратно. Собственно, это путешествие можно назвать трудным путем взросления мальчика. Жестокое превращение поставило его на место обижаемых им героев, поменяло их местами, и Нильс на себе почувствовал, какого это быть маленьким и беззащитным. Но, если гном за обиду наказал его, то гуси и другие звери, напротив, пожалели мальчика и помогли ему. И за их доброту Нильс, щедро отплатил им тем же.
Старуха Шапокляк
«Крокодил Гена и его друзья» (1966 г.)
Эдуард Успенский
Эта детская сказочная повесть Успенского, первая из цикла произведений о Чебурашке и Крокодиле Гене.
«Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. Она вела на веревочке большую серую крысу». «Меня зовут Шапокляк, — ответила старуха. — Я собираю злы».
Книжный образ старухи Шапокляк — злого антогониста положительных Крокодила Гены и Чебурашки — замечательно дополняет ее, всем известное, мультяшное воплощение и жизненный девиз, выраженный в песенке из мультфильма «Кто людям помогает, тот тратит время зря!»
Ну, просто воплощение зла какое-то! Но старуха, с именем, обозначающим название старинного мужского головного убора, не слишком тянет на этот образ. К тому же автор описывает персонаж с юмором, что тоже, конечно, снижает для читателей ее демоническое значение. Во-первых, эта женщина с крысой в ридикюле, изредка постреливающая из рогатки, уже очень немолода, а молодые люди (к которым, без сомнения относятся и читатели Успенского) склонны проявлять великодушие к лицам пожилого возраста. Во-вторых, все ее проделки, хоть и бывают обидны, а, иногда, и жестоки, по большому счету, не страшны. В-третьих, Шапокляк женщина одинокая — ну, что это за единственный друг — крыса! Такая одинокая, что, порой, даже впадает в невменяемость. Ну, что с ней будешь делать? Только жалеть.
Эмиль из Леннеберги
«Эмиль из Леннеберги» (1963 г.)
Астрид Линдгрен
Вот еще один «литературный» бесенок, появившийся на свет благодаря перу шведской писательницы Астрид Линдгрен. И так он всем полюбился, что за 34 года о его шалостях и проказах появились 4 книжки-картинки, несколько повестей и рассказов.
Этот сорванец по имени Эмиль и по фамилии Свенсон на вид был сущий ангелочек: «Глаза у него были круглые и голубые. Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него — ну просто ангелочек».
Жил он на хуторе Катхульт у селения Леннеберга округа Смоланд вместе с мамой, папой, младшей сестренкой. А еще в хозяйстве Свенсонов водились куры, лошади, быки и коровы. Но главное — у них был Эмиль. Который своими проказами не давал скучать да что там Леннеберге — всему округу. Что только с ним не случалось! Он застрял головой в супнице, вылил тесто на папу, поставил мышеловку аккурат под папины ноги, и папа угодил в мышеловку, запер папу в туалете, напоил кур и поросенка пьяной вишней… Но мама всегда отвечала всем жалобщикам: «Эмиль — хороший мальчик».
Потом в снежную бурю, когда никто не отваживался носа из дома высунуть, 5-летний Эмиль тайком от взрослых погрузил умирающего от сепсиса работника Альфреда в сани и довезет-таки его до доктора. И тем самым, едва не погибнув, все-таки спас жизнь своему взрослому другу. Так что же удивительного в том, что через много лет Эмиля выберут председателем сельской управы? Из маленьких сорванцов, как видите, получаются замечательные взрослые.
Девочка Оля
«Королевство кривых зеркал» (1951 г.)
Виталий Губарев
Эта сказочная повесть Виталия Губарева о девочке, которая не является примером для подражания. Она рассеянная, ленивая, неряшливая, постоянно разбрасывает свои вещи и не хочет помогать бабушке.
«Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила ее под книжным шкафом. Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дергалась и говорила: „Больно!“, хотя на самом деле больно ничуточки не было. Вообще она частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем».
Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!» Пожелание бабушки волшебным образом претворяется в жизнь. Капризная Оля попадает в сказочное Королевство кривых зеркал, где сталкивается со своим собственным отражением — девочкой по имени Яло. И эта вторая девочка воплощает все Олины недостатки. И, посмотрев на себя со стороны, Оля не сразу, но все-таки поняла, как же она была неправа по отношению к бабушке и своим подругам. Приключения в Королевстве кривых зеркал помогли Оле стать лучше.
Карлсон
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955 г.)
Астрид Линдгрен
Невоспитанный, наглый, лживый, старающийся ни за что не попасться на глаза родителям (и ведь не попадающийся никогда!), не в меру обидчивый, прожорливый.
«Пока еще рано спать, — сказал он. — Сперва мы позабавимся. Я не согласен скучать, лежа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в „мешок“, можно устроить подушечную битву. Мы начнем с бутербродов»
А еще он обожает игры и проделки, помогает слабым. Наконец, предпочитает тебя прочим, называет только тебя своим Другом. Кто же из детей откажется от такого приятеля? Именно от такого. Не навязанного родительской пропагандой — воспитанного роботообразного мальчика-отличника, а дерзкого хулигана с ярко выраженной индивидуальностью? Пусть даже и придуманного.
По мере общения с Карлсоном развивается и образ Малыша. В нем все время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой — он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Таким образом, автор расставляет ориентиры, что хорошо, что плохо. Но очевидно одно: с Карлсоном Малышу хорошо, а без него — плохо. Поэтому Карлсон должен быть!
Петя Зубов и другие
«Сказка о потерянном времени» (1945 г.)
Евгений Шварц
«Сказку о потерянном времени» Евгений Шварц написал для театра кукол в 1940 году, в 1945 году она была опубликована.
Главный ее герой Петя Зубов учится в третьем классе. Впрочем, «учится» — это слишком громко сказано, потому что сам процесс учебы ему удовольствия не доставляет. Петя не любит делать домашние задания и все дела откладывает «на потом». Каждую четверть он собирается догнать одноклассников, но лень берет свое и «догонялки» все время откладываются.
И вот однажды, придя в школу, он обнаруживает, что стал старым, и даже родная мама своего сына не узнала. Тогда Петя убегает, куда глаза глядят. А глядят они в лес, где мальчик-дедушка попадает в некий домик, где, весь во власти грустных мыслей, ложится отдохнуть в стоге сена. Проснувшись, Петя обнаруживает, что вернулись хозяева. Их четверо — 2 мальчика и 2 девочки. У Пети хватает ума не обнаружить себя и дослушать все их странные россказни до самого конца. Оказывается, эти волшебники крадут время у тех детей, которые его не ценят, и, если он найдет еще трех таких же, как он, состаренных бедолаг, приведет их в дом к злодеям и повернет стрелки часов-ходиков обратно на 77 кругов — он снова станет прежним Петей. Причем со всеми этими задачами надо управиться до полуночи.
В результате злостный растратчик времени научится его ценить и поймет, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Одним словом, дети, не будьте такими, как мальчик Петя, и на его примере учитесь ценить время.
Бармалей
«Бармалей» (1925) Корней Чуковский
Бармалей — персонаж еще и стихотворной сказки Чуковского «Одолеем Бармалея!» (1942), а также прозаической повести «Доктор Айболит» (написана в 1936 г., основана на произведении английского писателя Хью Лофтинга).
Образ этого вымышленного пирата, промышлявшего на территории Африки, и особенно любившего есть маленьких детей, Чуковскому подсказал художник Мстислав Добужинский. Много лет назад поэт в компании с Добужинским гулял по Петроградской стороне, и в какой-то момент они вышли на Бармалееву улицу. Художник поинтересовался — кто же такой был этот Бармалей. Чуковский начал рассуждать о возможной этимологии, но нетерпеливый художник его перебил: «Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел…» И на листке набросал свирепого злодея, бородатого и усатого…
Антагонист доброго доктора Айболита злой пират Бармалей не только разбойничает, но и поджидает в Африке непослушных детей. Ведь беда непослушных детей в том, что сколько им не говори об опасных результатах непослушания, они не понимают.
Когда так много «страшного» повторяется несколько раз, да еще и уточняется, что любит Бармалей не просто маленьких, а очень маленьких детей, даже самый юный слушатель сказки почувствует подвох. А такой ли уж страшный этот пират? Или уже смешной? А в финале даже обаятельный.
Буратино
«Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936 г.)
Алексей Толстой
Главный герой повести Алексея Толстого — деревянный человечек Буратино. Прототипом его стал Пиноккио, вышедший из-под пера итальянского писателя Карло Коллоди (1880 г.). Еще будучи обыкновенным поленом, этот Буратино начинает вносить сумятицу в жизнь окружающих его людей. Пищит изо всех сил и не дается в руки столяра Джузеппе, больно бьет шарманщика Карло и вообще ссорит Карло и Джузеппе. Что же удивляться, что из этого полена выстругивается непоседливый и очень нетерпеливый персонаж. В голове его, конечно, не опилки, но «мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые».
Его приключения — это путь познания трудностей реальной жизни и преодоления собственного эгоизма. Озорной и непослушный Буратино обманывает папу Карло и вместо школы отправляется в кукольный театр, он позволяет Коту и Лисе одурачить себя, не слушает предупреждавшую его об опасности птицу Сплюшку и сбегает от спасшей его от гибели куклы Мальвины.
Так за что же детвора так любит этого деревянного мальчишку? За его веселый нрав — это раз. За его непосредственность — это два. За то, что в нем легко узнает себя любой ребенок — это три. Список достоинств героя, за которые его просто обожают наши дети, далеко не окончательный. И ведь что интересно — нравится детворе не сверхположительная Мальвина, а дерзкий и грубый деревянный мальчишка.
Так что сорванцы вроде Буратино хоть и накликают на свои непутевые головы неприятности, выпутываются из них сами и никого в своих злоключениях не обвиняют. Такие персонажи делают нашу жизнь интересней, и на их примере мы понимаем, что в решающую минуту надеяться можно лишь на сорванцов и ниспровергателей раз и навсегда заведенных порядков.
Больше интересных и полезных материалов о детских книгах — в нашем канале на Яндекс.Дзен.