— К тому моменту, когда моя старшая дочь заканчивала 2-й класс хорошей московской школы, мы ясно понимали, что начальные классы мы еще выдержим (исключительно благодаря тому, что повезло с учительницей), но дальше надо что-то думать.
Больше всего в российской программе пугала необходимость учиться всей семьей. Если родители не готовы включаться в учебный процесс, то успехи в учебе у ребенка будут весьма сомнительные. Нам такой вариант не подходил.
Думали тщательно, сравнивали все системы образования, побывали в самых разных школах в Москве. Даже в Америку съездили, чтобы посмотреть, как у них все устроено.
В Америке и случилась моя любовь к их системе образования, но со второго взгляда. С первого мне искренне показалось, что в начальной школе воспитывают, мягко говоря, не очень умных людей.
В тетрадях каракули — никаких ровных палочек-крючочков. Сразу пишут буквы и пишут, конечно же, коряво. Задачи элементарные, да еще решения в виде рисунков. Здесь не принято пропускать 3 клеточки, отступить 2, делать чисто. Расписание странное — уроки разной продолжительности, отдельной строкой идет прогулка (независимо от возрастной категории класса).
Но потом беседа с директором все расставила на свои места. «Главная задача в начальной школе: не дать детям много знаний, а привить любовь к учебе, научить искать информацию, выбирать полезную и выражать свои мысли, — объяснил он. — Дети должны хотеть идти в школу, хотеть учиться. И с такой почвой в старших классах они намного легче усваивают материал».
Сейчас трое моих детей учатся в англо-американской школе в Москве, и я могу с уверенностью сказать, что с главной задачей школа справляется прекрасно — дети очень любят туда ходить.
Плюсы американской школы
Много прикладных знаний
В начальной школе программа очень простая и усложняется по мере перехода из начальной школы в среднюю, а в старшей дается уже много сложного материала. В программе нет ничего такого, что ребенок не может понять или запомнить по-настоящему в силу своего возраста.
Материал преподносится очень практично — дети постоянно делают какие-то опыты, что-то сажают, выкапывают, переливают, исследуют на улице. Как результат — много прикладных знаний, которые основательно усваиваются, вместо пространственной теории, которая быстро забывается. Учебный день с 8.30 до 15.30 Исключением является среда, когда уроки начинаются в 9.15.
Всего один учитель и ассистент
В начальной школе у детей один учитель и ассистент. Начиная с 6 класса разные учителя по разным предметам. В отличие от русской школы дети не переходят из класса в класс единым составом, их постоянно перемешивают в параллели. Учитель, кстати, тоже каждый год новый. Как результат — дети учатся легко адаптироваться к новому коллективу и у них всегда широкий круг общения.
Участие родителей не требуется
Даже если у ребенка возникли сложности, например, не понял тему или не смог выполнить задание, он всегда может подойти к учителю, и тот обязательно поможет. Моя дочка долго не могла к этому привыкнуть после русской школы. Но потом поняла, что это очень поощряется. Учителя действительно хвалят, если ребенок подходит сам за помощью.
Подойти можно не только за консультацией, но и просто пообщаться. Мой сын, например, увидев, как учитель на перемене собирает кубик Рубика, захотел тоже научиться, и педагог долгое время на переменах его учил.
Учителя вообще охотно делятся с детьми чем-то интересным. Принести в школу гитару и играть детям на перемене, поделиться фотографиями домашних любимцев или рассказать, где они были на каникулах — обычное дело. Таким образом устанавливаются дружеские и доверительные отношения.
Иное расписание
Расписание тоже отличается от привычного нам — нет стандартных 45 минут на урок. Уроки могут быть разной длительности от 30 минут до 1.5 часа. Помимо обычных перемен есть обязательные прогулки, во время которых младшие играют на игровых площадках, а старшие выходят на спортплощадки.
Чтение книг — основное домашнее задание
В начальной школе практически ничего не задают на дом. Единственное неизменное домашнее задание начиная с подготовительного класса — это чтение.
Чтение книг — это вообще культ, который прививается детям с самого младшего возраста. Раз в неделю каждый класс (даже детсадовцы) идут дружно в библиотеку (она в школе огромная, есть книги на разных языках) и проводят там достаточно долгое время, выбирая те книги, которые им нравятся и которые они потом берут домой почитать.
В каждом классе есть своя небольшая библиотека, где книги предназначены для чтения на переменах или уроках чтения. Даже в коридорах стоят небольшие стеллажи, где оставляют старые или прочитанные книги, которые можно просто так забирать домой.
Чтение дома — это основная часть домашнего задания. В первом классе — 10 минут, во втором — 20 минут. При этом нет никакого «списка обязательного чтения». На первом же собрании нам объяснили: неважно, какой жанр или какой язык выберет для чтения ребенок, главное — книга должна ему нравиться.
Основная задача в младшей школе — не получить кучу полезной информации, а привить ребенку привычку читать. Лечь спать без прочитанных пары страниц должно быть для ребенка также непривычно, как, например, не почистить зубы. А вот когда этот навык уже сформирован, тогда и список литературы регулируется школой.
До пандемии в школе устраивали книжные ярмарки и встречи с писателями, сейчас они тоже есть, но перешли в онлайн-режим.
За партой сидеть необязательно
За партами дети сидят только на тех уроках, где требуется писать — математика, английский и другие. Во время остальных уроков каждый может занять удобное ему место — помимо парт в каждом классе есть кресла, стулья, скамейки и мягкие пуфы. Многие вообще предпочитают сидеть прямо на полу.
Нет привычных родительских собраний.
Есть конференции с участием учителя, родителей и ребенка. В начале года на такой встрече ставятся цели на год, причем определяются они совместным обсуждением, где ребенок обязательно высказывает свое видение. Дальше в течение года на конференциях корректируются цели, а ребенок делится своими успехами. Таким образом обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку.
Минусы американской школы
Чрезмерное вмешательство школы в отношения детей
Главный для меня (хотя и не совсем однозначный) — чрезмерное вмешательство школы во все взаимоотношения между детьми. Требование быть максимально позитивными предполагает: если случается даже незначительный конфликт, подключаются и учителя, и психолог.
В случае буллинга вмешательство оправдано, но решать таким образом ситуацию, когда один ребенок толкнул на площадке другого — это перебор. На мой взгляд, это лишает детей возможности приобрести ценный навык самостоятельного решения спорных вопросов.
Чрезмерное следование всем правилам
Чрезмерное следование всем правилам, иногда вопреки здравому смыслу — еще один пунктик, трудно принимаемый русским менталитетом. Причем поскольку школа находится на территории России, то соблюдает как местные правила, так и американские. Как пример: дети всех возрастов до сих пор ходят в школе в масках.
Сложнее поступить в российские вузы
Ну и, конечно, важно понимать, что обучение в подобной школе предполагает, что дальнейшее образование будет проходить за рубежом. Поступить в российский вуз, конечно, можно, но потребует значительных усилий из-за огромной разницы в программах.