Как уверяют специалисты УЗИ, будущие мамы вердикту врача «девочка» радуются часто больше, чем новости «у вас будет мальчик». Почему это происходит и действительно ли любой маме необходима именно дочка?
Почему некоторые женщины хотят родить именно дочь и пугаются самой мысли о том, что им придется воспитывать мальчика? «Дочка — мамина помощница», «Девочку растить легче», «Девочка всегда ближе к матери», «Будет кому в старости стакан воды подать» и прочее. Если судить по этим утверждениям, мамы девочек в основном прагматично ожидают от будущих дочерей помощи, понимания, непритязательности и нередко имеют самое отдаленное представление о том, что потребуется от них самих, чтобы воспитывать девочку. Одни мамы в мечтах видят куклу в бантиках, другие надеются, что дочь будет их улучшенной копией, третьи представляют дочь уже взрослой — лучшей подругой, наперсницей и доверенным лицом. Или все это сразу, или по очереди.
Распространенное мнение, что девочек легче воспитывать, в большой мере базируется на том, что уверенность в себе, независимость и решительность — качества, для воспитания и развития которых требуются серьезные усилия родителей, традиционно считаются мужскими, а покладистость, заботливость, общительность — женскими и практически врожденными. Большинство людей считает, что девочка может, но не должна обладать «мужскими» чертами, а некоторые даже уверены в том, что сила личности, амбиции, нацеленность на профессиональный успех могут только навредить девушке в жизни и она должна скрывать от окружающих свой интеллект, эрудицию и собственное мнение, чтобы не распугать женихов. К сожалению, очень часто маленьких девочек учат быть хорошенькими и благоразумненькими с самого раннего возраста, и все другие стороны их натуры уходят в подполье, чтобы не портить «женственный» образ.
Что мы имеем в виду, говоря о женственности? Чаще всего речь идет о навязанных обществом стереотипах. Девочки должны быть миленькими, покладистыми, сговорчивыми, не разбираться в технике и футболе, интересоваться нарядами, куклами и мальчиками. Часто упоминались также зависимость и беззащитность.
А что дальше?
Попробуем уже сейчас задать себе вопрос: какой я вижу свою дочь через пять, десять, двадцать лет? Что, по моему мнению, может сделать ее счастливой? Верю ли я в то, что предназначение женщины — семья, дом и дети, или мечтаю для своей дочери о блестящем образовании и выдающейся карьере? Что, если ее вкусы будут кардинально отличаться от моих? Не потому ли в мечтах я вижу мою малышку со скрипкой в руке, что сама в детстве бросила музыкальную школу? Что бы мы ни решили для себя, предпочтения и поступки каждой девочки неповторимы. Но наши установки и убеждения в отношении того, какой должна быть девочка, определяют, сможем ли мы помочь своим дочерям расширить и углубить их собственные дарования или же будем ограничивать их возможности по мере роста и развития.
Так, требуя от девочек, чтобы они были всегда приветливыми и готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим их к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать «нет!» — ведь придется делать самостоятельный выбор: соглашаться играть роль, которой ждут от тебя окружающие, или идти своим путем. Беспомощность и уступчивость во взрослой жизни трансформируются в нерешительность и безответственность. «Нормальная здоровая девочка, − пишут в своей книге „Воспитание дочери“ Дон и Джоан Элиум, — привыкает прислушиваться к своему внутреннему голосу, который несет ей информацию о том, что ей нравится, чего она хочет и какое воздействие на окружающих окажут ее поступки. Девочка учится быть отзывчивой к нуждам окружающих и ставить необходимые преграды, говоря, если нужно, „нет“. Она обретает способность жить своей собственной жизнью, а не ради удовольствия других».
Другой аргумент в пользу более легкого воспитания девочек: с ними легче договориться, они более, чем мальчики, способны к эмпатии, сотрудничеству, так как более чувствительны и отзывчивы от природы. С этим спорить трудно. Девочки действительно прирожденные коммуникаторы. Они раньше начинают говорить, активнее общаются с окружающими, у них быстрее расширяется запас слов. Девочки и женщины получают от беседы больше удовольствия, чем мальчики и мужчины, поскольку специфическое устройство их мозга облегчает доступ к речевым зонам. В ситуации «чем бы заняться?» мальчики предпочитают «пойти поиграть», а девочки лучше будут сидеть и разговаривать.
Кроме того, девочки тонко чувствуют нюансы настроения собеседника, буквально проникают в его эмоциональное состояние. Это связано с тем, что женский мозг привык принимать и обрабатывать огромное количество сенсорной информации. У девочек шире периферическое зрение, потому что у них больше рецепторов в сетчатке глаза. У девочек лучше слух и память на слова. Что касается партнерских качеств, то есть исследования, подтверждающие, что девочки доброжелательнее, чем мальчики, относятся к новичкам в группе, их игры реже направлены на конкуренцию. Они помнят имена и лица своих друзей.
Женщины вступают в разговор, чтобы наладить связь, а мужчины используют беседу, когда нужно решить проблему, дать совет, продемонстрировать свое превосходство. Женщины предпочитают общаться лицом к лицу, а мужчину вполне устраивает положение бок о бок, так как лицом к лицу он инстинктивно чувствует себя противостоящим противнику. Отсюда те коммуникативные трудности, которые возникают при общении мужчин и женщин (в том числе матерей с сыновьями). Слова поддержки, понимания, сочувствия мамы действительно чаще слышат от дочек. Зато от сына вы услышите самые лучшие комплименты и самые нетривиальные советы!
В другую сторону
Родители девочек нередко впадают еще в одну, противоположную, крайность: желая защитить дочь от гендерных стереотипов, они стараются дать ей «мужское воспитание», чтобы она выросла сильным лидером и независимой личностью. Эта гипотеза была особенно популярна в 70-е годы прошлого века в Европе и США. Родители покупали дочерям и сыновьям одинаковую одежду, игрушки, их одинаково стригли и причесывали, так что по внешнему виду часто трудно было понять, какого ребенок пола.
Модой, разумеется, дело не ограничивалось. Считалось, что девочки и мальчики идут по одному тому же пути психологического развития. В результате такой стандартизации появилась теория о том, что женщины неспособны достичь той степени самодостаточности, какой достигают мужчины, и поэтому уступают им по уровню развития. Вывод: если мы будем растить дочерей подавляющими женские «слабости», «равными» мужчинам, они всегда будут ощущать себя людьми второго сорта, так как будут обречены всю жизнь доказывать обществу и самим себе, что они вовсе не такие, какими являются.
Несмотря на призывы психологов отказаться от убеждения, что мальчики и девочки — это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или наоборот, общество по-прежнему предполагает, что женщины должны вести себя как мужчины, чтобы добиться независимости, успеха или просто серьезного отношения к себе. И модель воспитания девочек «как мальчиков» и в наше время имеет множество сторонников.
Они утверждают, в частности, что различия между детьми разного пола появляются вследствие того, что мы воспитываем их в соответствии с полоролевыми стереотипами, покупая им определенные игрушки, поощряя один тип поведения и запрещая другой. Но если игнорировать природные различия, возникнет опасность того, что замечательные способности девочек будут обесценены и не получат никакого развития. В результате девочка потеряет связь со своей подлинной сущностью.
Мы должны стараться избегать гиперопеки, защищая и поддерживая, но давая возможность делать ошибки и приобретать необходимый опыт, дающий уверенность в собственных силах. Мы должны предоставлять выбор, в том числе игрушек, не разделяя их на «мужские» и «женские». Предлагать девочке не только кукол и игрушечные предметы домашнего обихода, но и кубики и кирпичики, головоломки, домино, шашки, шахматы, комплекты для изготовления моделей и инструменты для ручного труда.
Но главное — важно научиться видеть наших дочерей такими, какие они есть, и не бояться, когда они слишком не похожи на других. В том числе и на нас, их матерей. Одна из самых привлекательных фантазий мам девочек — произвести на свет свою улучшенную копию, которая позволит «переиграть» жизнь сначала, избежав ошибок. Таким образом, мать передает дочери противоречивую установку: «Будь такой же, как я. Не будь похожей на меня». Не здесь ли кроется ответ на вопрос, почему многие женщины больше всего на свете боятся быть похожими на свою мать?
Больше полезных материалов для будущих мам — в нашем канале на Яндекс.Дзен.