Машинки — не только для мальчиков
В игре с машинками есть очень много положительных сторон. Так много, что неплохо, если бы к этой игре хоть иногда присоединялись и девочки. Известно, что умение ориентироваться в пространстве развито у мальчиков и мужчин лучше благодаря детским играм с машинками. Разноцветные автомобильчики поворачивают в разные стороны, едут вперед и назад, объезжают преграды. С ними дети быстрее усваивают понятие «влево» и «вправо». И это еще не все. Играя с машинками, можно научить ребенка названию цветов и счету, сравнению и классификации, расширить его представления об окружающем мире, развить речь и творческие способности.
А теперь давайте поиграем в машинки с нашими маленькими девочками и мальчиками!
1. Пустая и полная
Возьмите грузовые машинки. Кузов одной наполните кубиками. Скажите ребенку, что одна машинка полная, а вторая пустая. Выгрузите кубики на диван. Пусть теперь малыш сложит их в пустую машинку.
Можно также перевозить груз из одной полной емкости в другую на машине. Только тогда поставить коробки или корзины лучше в разных концах комнаты.
2. Гаражи и машинки
Первый шаг к умению определять цвета − это подбор предметов по цвету. Для этой игры нужны машины двух цветов: красная и синяя − и две коробки из-под обуви. Вырежьте в коробках ворота и раскрасьте вместе с ребенком гуашью тех же цветов, что и машины. Сначала надо поставить транспорт в гараж соответственно цветам. Автомобили выезжают в город, кроха берет машины и катает их по комнате. «Быстрее, медленнее, остановка, — говорите вы, показывая скорость передвижения на одной из игрушек. — Теперь пора вернуться в гаражи». Красная машинка поедет в красный гараж, синяя — в синий.
3. Светофор
Вырежьте из цветной бумаги красный и зеленый круги — светофор. Научите малыша простым правилам движения: машинки могут ехать только на зеленый свет, на красный они останавливаются и пропускают пешеходов.
А теперь игра начинается… Движение машинок и зверюшек подчинено правилам.
Эту игру можно проводить и как подвижную, договорившись, что водителем будет сам ребенок. Покажите, как крутить руль воображаемой машины влево и право. Когда вы показываете зеленый круг, кроха мчится по комнате с большой скоростью, когда красный — останавливается и ждет.
4. По дороге с облаками
Используйте в игре с машинками краски и бумагу. Нарисуйте шоссе. Рулон старых обоев раскатайте прямо на полу. Кисти, банка с водой, акварель − и вот уже появились деревья, облака и дома вдоль дороги. Конечно, шедевров от малыша вряд ли стоит ожидать, но отличить нарисованные им деревья от дома вполне возможно. Только покажите малышу доступный образец. Можно даже предложить крохе просто прикладывать домики и елочки, вырезанные из самоклеящейся бумаги. Кстати, обговорить, что дорога должна оставаться пустой, будет нелишним. Держать одну задачу в голове ребенок сумеет, нужно только напоминать ему об этом. Если кроха ошибся, можно взять машинку и посигналить рядом с местом, где собирается вырасти дерево.
По самодельной дороге гоняться на машине куда интереснее.
5. После дождя
На большом листе бумаги пролейте немного синей гуаши. Возьмите пару небольших машинок и покажите, как они проезжают по этой луже, оставляя следы на дороге. Предложите малышу попробовать самому.
Ну а после этой игры самое время съездить на автомойку − в ванную.
6. Детская энциклопедия
Расскажите малышу, из каких частей состоит машина и как они называются: руль, кузов, багажник, колеса, шины. Хорошо бы попробовать сконструировать машинку из кубиков, цветной бумаги или специальных наборов.
Познакомьте юного автолюбителя и с различием грузовых и легковых автомобилей.
На грузовых машинах перевозите кубики, шарики, кирпичики; на легковых − пассажиров (игрушечных зверей и кукол). Чтобы познакомить ребенка с формой предметов, предложите развозить груз раздельно. Кубики положите в одну машину, шарики в другую, а кирпичики в третью. По ходу расскажите, что по городу ездят машины с разным назначением (одни перевозят грузы, другие пассажиров). Чтобы закрепить полученные знания, рассмотрите картинки с изображением транспорта, проведите наблюдение на улице.
Важно понимать: кукла – не просто игрушка, а друг, который может успокоить ребенка, выслушать все самые сокровенные секреты, помочь найти выход из сложной ситуации.
Куклы — не только для девочек
Многие родители беспокоятся, что их сыновья используют в своих играх кукол. «Ты же не девчонка!» − возмущаются они. Однако играть с куклой может как девочка, так и мальчик, и такая игра полезна ему − ведь мальчик в будущем станет отцом! Он учится социальным отношениям.
Маленький ребенок с помощью игры с куклой разовьет органы чувств, познавательные способности, отработает новые движения и усовершенствует имеющиеся навыки. Играя в куклы, дети учатся моделировать сложный и необъятный окружающий мир, выражают свои чувства, проявляют нередко скрытые от глаз взрослого потребности. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, способность понимать других формируется в дошкольном возрасте во время разнообразных игр с этими милыми подобиями самого человека.
К слову, в старину новорожденным независимо от пола предлагали куклу-капустку. Сшитая из кусочков ветоши, она служила и соской, и первой игрушкой, и оберегом.
А теперь давайте поиграем в куклы с нашими маленькими девочками и мальчиками!
1. Кукла-перчатка
Маленький ребенок любит наблюдать за движущимися предметами. Сделайте сами или приобретите в магазине тряпичную куклу, которую можно надевать на руку. Посадите малыша на руки и покажите ему лялю: «Где куколка? Вот она!» Погладьте ее по голове, пусть малыш тоже потрогает ее. Кукла может поговорить с ребенком, познакомиться − постарайтесь изменять голос, когда вы говорите за нее. Прячьте куклу и снова показывайте ее ребенку. Пусть малыш ожидает ее нового появления из-за вашей спины.
2. Разговор кукол
Возьмите две куклы и разыграйте небольшой спектакль. Куклы могут знакомиться друг с другом, ходить, держась за ручки, или толкать друг друга, ссориться и снова мириться. Покажите малышу, как куклы танцуют, как уходят от малыша и приходят к нему, прячутся и обязательно находятся!
3. Матрешки
Матрешка − очень хорошая развивающая игрушка. Она помогает усвоить такие понятия, как размер, объем, количество предметов, развивает зрительное восприятие цвета и формы, мелкую моторику, координацию движения руки. А с появлением новых игрушек-матрешек «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и т. п. стало возможным использование их в ролевых играх и в театральной деятельности. Что-либо лучше этой универсальной игрушки придумать сложно.
4. Весело — грустно
Можно изготовить забавную куклу из двух пластиковых стаканчиков. Положите внутрь фасолинки или колокольчики, соедините стаканчики верхними частями и обмотайте скотчем. На один стаканчик приклейте улыбающееся личико, на другой (перевернув его) − грустное. Можно сделать кукле и ручки и волосы. Этой интересной погремушке можно надеть юбочку из ткани. Резинка юбки должна находиться на стыке стаканчиков. Если переворачивать куклу, она будет менять свое настроение. Когда ребенок чуть подрастет, вместе с ним вы будете придумывать ситуации, при которых кукле весело или грустно, вспоминать случаи, которые произошли в этот день.
5. Кушай кашку
После года ребенок начинает имитировать поведение мамы, и ему уже доступны простые сюжетные игры. Повторяя все те действия, которые обычно совершают с ним, малыш лучше осознает себя, как бы наблюдая за собой со стороны.
Кормление куклы поможет ребенку доесть кашу, научит его простейшим действиям с сюжетными игрушками и словам, сопровождающим эту игру, и ненавязчиво привьет ему правила этикета за столом. Покажите малышу, как усадить куклу за стол, как постелить скатерть, расставить приборы и покормить куклу.