Умение врать и манипулировать заложено природой? Зависит ли оно от интеллекта ребенка? И как понять, когда ребенок врет ради выгоды, а когда фантазирует? Об этом в эфире передачи «Каждый родитель желает знать» на «Детском радио» рассказал психолог Александр Савенков.
PARENTS: Кто больше шалит врет: мальчики или девочки?
Александр Савенков: Здесь все неоднозначно. Если говорить про ложь, то врут одинаково и девочки, и мальчики. Объем одинаковый, она только разная по природе, по проявлениям.
Мальчики более агрессивны по природе, более мобильны. Природа так устроила, для нее мужской организм экспериментальный. И природа экспериментирует с ним на всю катушку. В мужской части популяции больший разброс по уровню интеллекта, по физическим возможностям, по качеству работы внутренних органов. В женской части меньше этого разброса, она призвана хранить вид и поэтому там меньше людей с умственными патологиями или высокоодарённых, меньше людей с физическими отклонениями. Все это естественно проявляется и у девочек и у мальчиков. Когда в начале зоопсихологи, потом психологи смотрели на поведение мужских и женских особей в детстве, мальчиков и девочек, они обнаружили, что столкновения и драки в сообществах мальчиков возникает в десятки раз чаще, чем в сообществах девочек. Это проявляется не только у людей, но и у животных.
Поэтому в отношении шалости, одинаково шалят и те и другие, ну может быть у мальчиков эти шалости носят более криминальный характер в силу их большей мобильности. А то, что касается вранья, то пальму первенства никто здесь не получит. Другое дело, есть некоторая разница.
А есть механизмы, чтобы понять, что ребенок обманывает и манипулирует? То есть когда он не в фантазийном мире, а обман с целью получить преференции?
Я думаю, родители, знающие своего ребенка всегда чувствуют. Когда место имеет невинная ситуация, когда мы имеем место с детскими фантазиями, а когда мы имеем дело со злостным вниманием и даже манипуляцией. Когда ребенок своими средствами пытается нас заставить делать то, что мы не хотим и выбить себе какие-то дополнительные преимущества. Дети — искусные манипуляторы. Они манипулируют и взрослыми — родителями и педагогами, — и сверстниками. И почувствовать эту манипуляцию можно только человеку опытному, который уже пожил с ним, как родители. Родители — люди опытные и всегда могут отличить манипуляцию от безобидной лжи. Дети, повторюсь, большие манипуляторы. Они умеют добиваться своего. В ход идет все и плачь, и слезы, и истерики и не всегда родители могут это пресечь. Иногда дети включают окружающих в свои ситуации. Может быть хрестоматийная ситуация поведения в магазине игрушек, когда у родителей не возможности или желания купить ту или иную игрушку. Ребенок устраивает истерику, привлекая окружающих и ставя родителей в практически в безвыходное положение. Это классический вариант манипуляции. Тут нужно совсем по-другому выстраивать отношения с ребенком, чтобы не доводить до таких ситуаций. Не поддерживать партизанский маркетинг.
Как пресечь попытки ребенка манипулировать родителями?
Слово пресечь здесь не подойдёт. Все это очень долгая постепенная работа, как и любой воспитательный процесс. Ребенок, раз попробовал нами манипулировать, мы ушли от этой манипуляции.
Есть несколько приемов преодоления этой манипуляции. Специалисты предлагают ответить манипулятору тем же. То есть начать в ответ манипулировать им. Один человек говорит: «Если бы ты ко мне хорошо относился, ты бы вот это сделал». А тот человек в ответ: «Если бы ты ко мне действительно хорошо относился, также как я к тебе, ты бы никогда не предложил бы мне это делать, понимая, что это нанесет ущерб мне». То есть ситуация переворачивается, и манипулятор оказывается в сложном положении. Но тут я бы отметил еще одну вещь. Эта способность обманывать и манипулировать, она в какой-то мере задается генетически. Есть люди, которые учатся на психологических факультетах, а потом практическими психологами не становятся. Они могут хорошо рассказывать о психологии, но чтобы работать на практике нужно иметь некоторый дар — обманывать и манипулировать человеком тонко и деликатно. Есть люди, которые здорово это делают.
Тут требуется постоянная работа, постоянное наблюдение за ребенком, чтобы он не приобретал такой негативный опыт. Если он почувствует, что таким образом можно получить массу преимуществ манипулируя другими, он будет совершенствовать этот механизм. Ну может быть кто-то и специально хочет так его вырастить. В жизни это удобно, ведь сам манипулятор не страдает от этих манипуляций.
От уровня развития интеллекта зависит как часто врет ребенок?
Интеллект в психологии не тождественен бытовому понятию ум. Когда мы говорим об уме, умном и глупом человеке, речь идет о способности человека решать и логические, и не логические (дивергентные) задачи, когда условие одно, а правильных ответов множество. То есть мы называем умным человека, способного в среде решать самые разные проблемы каким-то необычным образом и выходить из любой ситуации с позитивом. А вот когда мы говорим об интеллекте в психологии, психологи измеряют только способность мыслить логически. И это называют интеллектом. Способность решать логические задачи, у которых одно условие и один правильный ответ. Поэтому когда мы говорим о соотношении интеллекта и креативности, то речь идет о способности логически мыслить и лгать или не лгать. В результате этих исследований было определено, что дети с высоким интеллектом врут меньше, чем дети с низким.
Когда пытались выяснить связь между интеллектом и креативностью было определено, что человек может быть высоко интеллектуальным, то есть по тестам интеллекта высокие показатели, а по тестам креативности низкие. А когда мы рассматриваем креативного человека, то у него всегда интеллект выше среднего. То есть люди креативные всегда высокоинтеллектуальные. Не может быть человек с низким интеллектом креативен. И когда мы имеем дело с высоко интеллектуальными детьми, то часто в этой выборке мы имеем дело с людьми неспособными к креативу, которым врать не с руки. Они просто не умеют этого делать. А умеют рассуждать логически. Врут креативные. Так это интерпретируется.
Маленький лжец всегда станет вруном во взрослой жизни?
Совсем не обязательно. Если эта ложь фантазийная, вот такая безобидная, то совсем нет. Но если он привык добывать себе преимущество вот таким образом, конечно, такая опасность существует.
Сейчас в психологии, педагогике очень популярен термин академическое мошенничество. Не ложь, а мошенничество. Все родители знают, что дети подсказывают в школе, сами списывают, другим дают, шпаргалками пользуются, химичат на контрольных работах, ну как мошенничают студенты вообще всему миру известно — все это относится к разряду академическое мошенничество.
Люди, которые изучали эти процессы, говорят, что академическое мошенничество снижает качество высшего образования, порождает у работодателя недоверие к образованию. Они говорят как доказанном факте, что люди, занимающиеся академическим мошенничеством, оказываются мошенниками и на работе. Они там тоже начинают халтурить и обманывать. То есть это становится личностным свойством и производится дальше, что крайне нежелательно…