Есть контакт!
С самого рождения ваш кроха ищет возможности войти с вами в диалог. На первом этапе контакт со взрослым ограничивается мимическими и пантомимическими движениями. Он стучит ножками, открывает ротик, строит гримасы, пускает слюнки. Но со временем младенец уже пытается перенять вашу мимику, он выдает ответные эмоции, когда видит ваше улыбающееся лицо. Он подражает вам, откликаясь на ваши слова и действия, постоянно пытаясь быть с вами в контакте, поддерживать с вами общение. Он агукает и гулит в ответ на ваши приветствия, старается тоже хлопать в ладошки, когда вы играете с ним в «Ладушки» и так же машет ручкой папе на прощание. Слушая вас, запоминая интонацию и выражение лица, малыш получает важный опыт распознавания чувств и эмоций, копит пассивный словарный запас, учится понимать вашу речь и живо откликаться на нее. Все это он воспроизводит в общении с разными людьми, расширяя свои коммуникативные навыки. Со временем возможности малыша увеличиваются, вместе с тем возрастает и активность в подражании.
К 2−3 годам ребенок уже успешно имитирует многие ваши действия, эмоции, жесты, манеру поведения. Хотите узнать, как вы смотритесь во время разговора по телефону? Дайте своему крохе трубку − и он ловко будет подражать вашим движениям, с точностью воспроизводя вашу интонацию и выражение лица.
Пройдет еще два-три года, и ребенок установит окончательный, специфичный только для себя способ общения с людьми, более близкий его темпераменту. Однако, как правило, эта индивидуальность по-прежнему будет схожа с родительской в ритме, темпе и интонации.
Повторяй за мной!
Умение копировать – это прекрасная способность. Важно, что или кого ребенок копирует и как. Какой пример для подражания он выбирает – полезный или нет? Что это за подражание: «слепое», бесцельное или чтобы научиться, разобраться и сделать частью себя, сделать своим, выстроить свой неповторимый стиль поведения?
Мамины игрушки
Подражание также направлено на внешнюю идентификацию себя с некоторым конкретным образом, с мамой, папой или другой значимой личностью. Первые попытки играть в ролевые игры неизбежно вращаются вокруг жизни семьи. Вы готовите на кухне, пылесосите, стираете, и, несмотря на то что ваши повседневные дела кажутся вам тяжелой рутиной, для ребенка они чрезвычайно интересны. Он воспринимает все эти хлопоты как увлекательную и таинственную игру. Все предметы, которыми манипулируют взрослые, представляют большой интерес, и действия с ними малыш должен повторить, чтобы понять назначение этих вещей и смысл вашего обращения с ними.
Проигрывая те или иные действия взрослых, ребенок делает реальность понятной для себя. Это очень важный и необходимый этап развития, к тому же требующий серьезных усилий: внимательно присмотреться, что и как делает мама, запомнить порядок действий, «прокрутить» их в своем воображении и, наконец, воспроизвести, стараясь при этом не отступать от образца. В раннем возрасте все малыши с удовольствием учатся обращаться с бытовыми предметами, которые для нас, взрослых, являются самыми обычными. Они просто играют в «ваши игрушки», которые более интересны, чем те, что лежат в детской комнате.
Постарайтесь максимально эффективно использовать это время. Наполните квартиру маленькими копиями предметов обихода взрослых, таких как игрушечный телефон, посуда, пластиковые инструменты и мягкие щетки. Делайте все совместно с малышом: пусть он кушает не отдельно, а вместе с вами, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается. Помогайте ему, комментируя свои действия: «Сейчас я возьму зубную щетку и выдавлю на нее немного пасты. Теперь я почищу верхние зубки, затем нижние, посмотри, как я это делаю. Сможешь повторить за мной?» Так, используя способность малыша примечать ваши действия и повторять их, вы терпеливо, без принуждения будете прививать крохе навыки самообслуживания.
Суть вещей и социальные роли
На втором году жизни появляются ролевые игры. Малышка укачивает куклу, расчесывает ее, катает в коляске, кормит и купает. Самая первая ролевая игра – игра в «дочки-матери». Затем игры усложняются, появляются новые сюжеты и новые роли – врач, почтальон, солдат, принцесса. Так ребенок учится быть взрослым. Примеряет разные образы, стили поведения. Ребенок может воссоздавать и самостоятельно воспроизводить ряд усвоенных жизненных ситуаций, целую цепочку действий, характерных для той или иной роли: «Врач должен носить белый халат. Он спокоен и вежлив, всегда что-то пишет, заглядывает в рот и измеряет температуру. В его арсенале много лекарств, вата, бинты и шприцы». Подобный образ врача создается в многократном проигрывании. Переходя от одной роли к другой, малыш учится ориентироваться среди многообразия человеческих видов деятельности и среди предметов, которые с этой деятельностью связаны.
Итак, содержание подражания ребенка постепенно изменяется и усложняется. Смастерите для своего малыша или купите специальные наборы для ролевых игр: в парикмахера, повара, почтальона или врача. Обыграйте вместе с ребенком все предметы, которые используются в той или иной профессии, объясните и покажите, для чего они нужны, и не забудьте поменяться ролями, чтобы проверить, правильно ли ваш малыш усвоил эти роли. Не считайте это время маловажным. В сотрудничестве с вами ребенок, без сомнения, сделает больше и научится большему, а значит, впоследствии окажется сильнее и умнее, нежели получив этот опыт в самостоятельной работе. С вашей помощью малыш усвоит конкретный вид деятельности более эффективно. А то, что сегодня малыш сделает под вашим руководством, завтра он будет способен хорошо выполнять самостоятельно. Вы не просто играете с ребенком, вы демонстрируете незнакомые предметы, показываете, как ими манипулировать, подкрепляете свои действия комментариями, делая эти манипуляции не механическими, а осознанными. И только взрослый может закрепить правильное действие ребенка одобрением и похвалой.
Не только хорошее
Малыши многому учатся у других. Но, к сожалению, они учатся не только хорошему, но и плохому. Вот лишь часть примеров.
Разрядка по маминому методу. Кроха отчаянно кричит на медвежонка, театрально размахивая перед собой маленькими ручками, топает ножкой, бьет по столу кулачком или хлопает дверью? Все это нужно для разрядки отрицательных эмоций, чтобы освободиться от чувства неудовлетворенности. Малыш, который постепенно становится самостоятельным и вездесущим, из-за своего любопытства и одновременно неуклюжести часто вынужден терпеть недовольство мамы и папы, а также постоянные запреты: «не трогай это», «не ходи туда». Все это держит малыша в напряжении, которое периодически требует выхода. Чтобы снять напряжение, малыш имитирует рассерженную маму или подражает ее воспитательным методам, отчитывая куклу, ставя ее в угол и запрещая ей что-то делать без разрешения. Это та же роль, хотя и не самая лучшая ее сторона. Присмотритесь-ка внимательнее к своей строгой малышке: она вам никого не напоминает?
Нужно признать, что наши дети все равно перенимают наши привычки, независимо от того, хороши они или нет, хотим мы их передавать своему чаду или наоборот. Влияние поступков сильнее слов; наш пример, наши действия – это модель для подражания.
Дети стремятся подражать в первую очередь своим старшим братьям и сестрам. И это во всем, включая стремление пользоваться их гардеробом.
Отсутствие индивидуальности. Играть и общаться, используя какую-то готовую модель поведения, заимствованную у старшего братика, мамы или у вчерашнего товарища по играм, безопаснее, потому что она проверена временем. Да и делать «как все» проще, чем брать руководство на себя. Зачем«изобретать велосипед»? Пока малыш мал, он так и делает, следуя за всеми и делая «как все». И в этом нет ничего плохого. Главное здесь не то, кто заводит игру в коллективе малышей, а то, как при этом чувствует себя ваш малыш. Всегда ли он следует за толпой и предпочитает делать, как большинство? Если да, то существует опасность, что малыш вырастет слишком податливым к чужому мнению.
Чтобы ребенок не был внушаемым, постоянно ведомым, вы должны помочь ему развить самоуважение, давая ему дома достаточно шансов для самостоятельных решений, предоставляя ему выбор, прислушиваясь к его мнению и уважая его суждения. Предоставляйте ему больше свободы выбора, ограничивая только в вопросах здоровья, безопасности его самого и окружающих. Не забывайте, что в первую очередь ребенок учится быть ведущим в семье, и от того, насколько успешен малыш в этом дома, он будет успешен среди сверстников. Доверительное общение внутри семьи – ключ к успешной адаптации малыша в обществе.
Копирование отрицательных героев. Если ваш ребенок копирует не самых лучших героев, задумайтесь: а есть ли у него позитивные примеры для подражания? Кого он видит по телевизору? Каких героев сказок выбирает себе в кумиры? Малышам пока трудно отличать плохое от хорошего. Мы, несомненно, должны в этом помогать нашим детям, объясняя им, почему тот или иной герой положительный или отрицательный. Мы имеем возможность обеспечивать ребенка хорошими примерами, следя за тем, какие сказки слушает наш ребенок и что смотрит по телевизору, с кем общается и какими игрушками играет. Помогите своему ребенку учиться многим хорошим качествам на примере смелых и находчивых героев, направляя его. Используя значимые для него фигуры, можно корректировать поведение ребенка, не говоря: «Как ты мог так поступить?», а сказав, например: «Мишка Тедди так бы не сделал. Я думаю, он бы поступил вот так». И этого будет достаточно.
Проходите мимо
Что касается копирования неприемлемого поведения в игровой группе, то постарайтесь игнорировать плохие привычки, которые ребенок приносит из сада или с детской площадки. Ругая и наказывая малыша, вы подкрепляете это поведение, только усиливая его. Более эффективно полное игнорирование новой манеры, при этом лучше заострять внимание на чем-то хорошем, одобряя и поддерживая желательные формы поведения. Как правило, нехорошие привычки в этом случае сами собой проходят.