Релокация? Почему бы и нет!
У нас семья из четырех человек: я, муж, наш 15-летний сын и 5-летняя приемная дочь. Мы жили в Москве в своей трехкомнатной квартире. Муж работает в крупной компании, которая занимается обучением, он бизнес-тренер. Я работаю онлайн.
Когда началась СВО, компания мужа ушла из России и предложила своим сотрудникам релокацию. Нам предложили переехать в Великобританию. Жилье работодатель не предоставляет, но зарплата позволяет снимать его. Если честно, мы не думали ни минуты. Какие-то мысли о переезде у нас уже были. Мы мечтали пожить за границей, но возможности не было, а сейчас появилась.
Компания предложила нам полное сопровождение по документам: прислали список того, что от нас требуется, курировали все этапы. Чтобы взять все справки для рабочей визы, пришлось ехать в Екатеринбург, все документы переводить в бюро переводов. Обязательно нужна была справка об отсутствии у нас туберкулеза. В Москве была очень долгая запись, но мы, к счастью, мы нашли «быстрый» вариант в Екатеринбурге — кстати, там это и стоит дешевле. Делать справки нужно только в аккредитованных клиниках — британское посольство принимает только такие.
Запись в посольство мы ждали две недели, запись на визу — три месяца. Это было довольно мучительное ожидание. Визы в Великобританию сейчас делают не пакетом, то есть не на всю семью, а именно на каждого человека. У нас визу получил сначала муж, через 3 дня — дочь, еще через 3 дня — я, и последним — сын. В сумме все бумажные дела заняли у нас 5 месяцев.
Когда получили документы, мы начали освобождать нашу квартиру, так как планировали ее сдавать. Очень много вещей раздали по родственникам, друзьям, часть удалось продать, часть оставили в квартире для будущих жильцов.
Перелет нам оплатила компания. Мы летели через Дубай, в итоге путь до Лондона с пересадкой длился 14 часов, но авиакомпания была хорошая, все было довольно комфортно.
Дети, родители, друзья
Дети переезду обрадовались, хотя младшая, Алина, не особо понимала, что происходит. Но родственники отреагировали по-разному: кто-то обрадовался, что у нас появилась такая возможность, родители, конечно, очень переживают. Бабушка мужа тоже переживает. Мы созваниваемся постоянно, поддерживаем ее.
Что касается друзей — сначала всем было грустно, но все понимали, что это наше осознанное решение.
Читайте также: десять детей — это подвиг: кого в СССР называли матерью-героиней
Система образования в Англии
Старший сын Саша очень обрадовался переезду. Ему не нравилось в своей школе, поэтому он возлагает большие надежды на британскую систему образования. Здесь большой акцент делается на ученика как на личность. В Англии распространен индивидуальный подход даже в государственных школах, куда мы как раз планируем его отдать.
Но бюрократия при поступлении в учебное заведение — это что-то. Сначала нужно получить BRP — это специальный документ резидентства, как и вид на жительство, его дают с рабочей визой. После этого надо найти жилье, чтобы зафиксировать адрес проживания. И только после того как появляется фактический адрес проживания, можно прикрепляться к школе и детскому саду.
Когда у нас появился фактический адрес, мы подали заявку в школу через сайт местных Госуслуг. Школу нужно выбирать по приближенности к месту жительства, а также обязательно смотреть ее рейтинг. В Великобритании есть своя градация школ: отличные, хорошие и средние. В средние лучше не идти — там буллинг, драки и т. д.
Пока Саша не попал в британскую школу, он начал свое обучение в российской онлайн-школе. Он в этом году пошел в 9-й класс, и мы хотим, чтобы он окончил его по российской программе и сдал ОГЭ. Параллельно с этим он будет также посещать английскую школу. Нагрузка, конечно, большая, но я верю в его и наши силы.
Также мы подали заявку для дочери в местный детский сад. Вообще в Великобритании дети с четырех лет идут в pre-school. Они учатся там с 8:00 до 15:00, разумеется, в игровой форме. Но мы хотим отдать Алину именно в садик или по-английски — reception. Туда ходят дети до четырех лет, но Алине нужно выучить язык хотя бы на базовом уровне, прежде чем идти в pre-school.
У меня язык разговорный, у сына тоже. Муж свободно говорит. Но британский английский, конечно, ужас. Здесь особая манера говорить — местные проглатывают множество букв. Но мы уточняем, что приезжие, и просим говорить медленней. Люди идут навстречу.
Никакой звукоизоляции и теснота
Жилье здесь мы искали месяц и все это время жили в гостинице, которую нам оплачивала компания мужа. Также она нам оплачивала питание: если мы ели не в отели, то потом собирали чеки и предоставляли работодателю.
Мы осели в городе Хэмл Хэмпстед. Центральный офис мужа находится в Беркхамстеде — это буквально в 10 минутах о нас. Сам Беркхамстед очень маленький. Прям совсем пенсионерский. А Хэмл Хэмпстед находится как раз между Лондоном и этим городком, и он довольно большой. Нам очень понравился этот город, поэтому решили искать жилье здесь. Мужу не надо часто бывать в офисе — он либо работает онлайн, либо уезжает в командировки.
Многие лондонцы во время пандемии уехали из города, снимали жилье за городом, чтобы был какой-то свой маленький участок. Квартиры здесь, как и дома, очень-очень маленькие. Мы хотели найти отдельно стоящий дом, потому что у многоквартирных вообще нет звукоизоляции, очень слышно всех соседей. И, пожив в таком доме, мы решили, что хотим этот момент улучшить. Долго искали вариант, который подошел бы нам по бюджету и соответствовал всем нашим требованиям. В результате все получилось — мы сняли дом с 4 спальнями, гостиной, столовой, кухней, двумя санузлами, террасой и участком.
Читайте также: Счастливы вместе: 4 истории о том, как устроить личную жизнь с ребенком
Британский ритм жизни
В Англии все делается не спеша. Островной вайб тут присутствует во всем: никто никуда не торопится, на онлайн-заявки отвечают примерно через неделю. Мы с нашей привычкой к бешеному московскому темпу, конечно, бесимся, но стараемся себя успокаивать, потому что все в результате идет своим чередом.
Условия жизни нас устраивают: здесь хорошо и безопасно. Цены, несмотря на то что пишут и говорят, вполне себе приемлемые, соответствующие зарплатам. Мы готовим сами — продукты очень хорошего качества. Только IKEA ужасная — все ее здесь ругают. Дочка упала со стула, потому что он сломался, и нам пришлось ехать в травмпункт. Здесь мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание. Также работодатель оформляет на всю семью дополнительную частную медицинскую страховку. В общей сложности мы потратили на поездку в травмпункт 3 часа — все очень долго, приходится ждать в очередях, но помощь оказали. В Москве в таких же обстоятельствах мы получили бы помощь быстрее и более качественную.
Как адаптируются члены семьи
У сына адаптации как таковой нет. Он очень легко и с радостью принял переезд. Ждет, когда пойдет в английскую школу. А вот у дочки остался ее лучший друг в садике. У них первая любовь и она страшно скучает. Она и плакала, и сидела на качелях и как будто с ним разговаривала, и пела ему песни. Мальчик практически не говорит на русском. Но тем не менее они с Алиной нашли общий язык. Поэтому созваниваться с ним и его родителями не вариант, потому что они даже английский не знают. Но пытаемся поддерживать связь через воспитателей. С Алиной я очень много разговариваю, ни в коем случае не принижаю ее чувства. Говорю, что любовь — это прекрасно, что скучать нормально. Но сейчас она уже более весела, пытается общаться с детьми на площадке, хотя пока ей сложно, она не знает языка. Но мы в нашем городе нашли несколько семей, где либо жена русская и кто-то из детей говорит на русском, либо вообще русская семья. Я даже с украинской девушкой здесь познакомилась.
Говорят, в нашем городе много русских, поляков, украинцев, белорусов. Периодически здесь проходят встречи-знакомства для того, чтобы расширить круг общения. Пока я на такой встрече не была, но мы общаемся с коллегами мужа, которые сюда переехали, так что пока стараемся социализироваться таким образом. Когда обустроим дом, познакомимся с соседями уже более плотно. Хотим их пригласить к нам на барбекю.
Отношение британцев к русским
Отношение к русским здесь максимально нейтральное. Британцы слишком хорошо воспитаны для того, чтобы высказывать какой-то негатив. Когда они узнают, что мы русские, у них вспыхивает неподдельный интерес. Спрашивают, откуда мы, как дела, как мы устроились, нравится ли нам жить в Британии, как сейчас обстоят дела в России. Все понимают, что ситуация, развязанная в мире, никакого отношения к обычным гражданам не имеет.
Вообще говорить о политике с незнакомыми людьми считается здесь дурным тоном, поэтому таких ситуаций не возникает. Все дружелюбные и улыбчивые.
В общем, мы здесь обживаемся, собираем мебель, устраиваем онлайн-вечеринки с друзьями, созваниваемся каждый день с родителями. Они, конечно, очень скучают. Оставаться всегда сложнее, чем уезжать. Но мы полны оптимизма и надеемся, что все будет хорошо.
Также я стараюсь для себя все фиксировать — специально для этого
Читайте также: Семья Алисы Тепляковой: что известно о родителях и как они растят вундеркиндов