Зачем принуждать мужиков нянчиться с младенцами?
В Швеции у мужчин принято брать декретный отпуск и круглосуточно заниматься новорожденными детьми. И дело не только в беспримерном чадолюбии. Каждому шведскому папе положен 90-дневный оплачиваемый декрет — так государство мотивирует отцов принимать участие в жизни детей с первых дней. Мужчины с колясками на улицах Стокгольма — это норма. Обычная русская женщина может задаться вопросом: а зачем? Если есть мама. Зачем принуждать мужиков нянчиться с младенцами? Они же все равно все не так сделают: кашку молочную на завтрак не сварят, картошку в супе вилкой не разомнут. А одеть по погоде? Они же точно поведут ребенка гулять без шапки и в тонкой куртке, хотя там ветер. Кто потом сопли лечить будет?
Но западные психологи единогласно сошлись на том, что участие отцов в воспитании детей не только желательно, но даже и вовсе обязательно. Выяснилось, что существует довольно большой перечень занятий, с которыми мамы либо совсем не справляются, либо справляются откровенно плохо.
Поведение папы — эталон для мальчика
Взять, к примеру, физическое развитие, которое в первые годы жизни куда важнее всего остального. Научный факт: мужчины вообще не волнуются, что у ребенка может оторваться селезенка во время подбрасываний к потолку. Мужикам в голову не придет подобная бредятина, в отличие от женщин. Я помню, какая у меня была паника, когда надо было искупать маленького сына: «Он же такой скользкий! Я его не удержу, и он захлебнется!» Благо, у мужа с нервами все в порядке, и он взял на себя грудничковое плавание. Когда бабушка пришла в гости и увидела, как муж макает внука лицом в воду и держит его так секунд по пять, она схватилась за валокордин. К полутора годам сын проныривал детский бассейн исключительно благодаря стойкости мужа, который игнорировал громкие бабушкины молитвы покровителю моряков Николаю-угоднику.
Играть в снежки, гонять на велосипеде, ходить в походы, жарить шашлыки, кататься на лыжах, делать сальто, нырять с пирса — это все лучше отдать на откуп папам. У них это точно получится лучше. А еще задачки по физике и химии, игру в шахматы, конструкторы и головоломки.
Глава семейства — это не только основной добытчик, который принес зарплату и улегся на диван перед телевизором. Некоторые женщины, кстати, тоже вполне себе добытчицы. Я понимаю, что мы — не Швеция, что у нас отцы повсеместно в декрет не выходят, если с подгузниками разобрались — уже молодцы. Но ведь воспитывать — это не только играть, обучать и ухаживать. Это еще и подавать пример. Хотя бы просто подавать пример! Пример нормального мужского поведения. Сын смотрит на папу и учится, как переустановить «Виндоуз», починить кран, как общаться с женщинами, как отвечать за свои слова и поступки. Поведение папы — эталон для мальчика. Когда дочь смотрит на отца, который души в ней не чает, в ее голове складывается образ будущего избранника. Девочка думает: «Папа меня любит, значит, я классная, значит, я достойна только хорошего, а плохого мне не надо, я плохого не возьму».
«Почему у тебя ребенок босиком бегает?»
К большому огорчению, в наших широтах отцы-молодцы пока встречаются не очень часто. Как говорится, хорошо, если отец вообще есть. По-прежнему популярна фраза «воспитание ребенка — не мужское это дело». Муж моей сестры, к примеру, любит выступить в этом жанре. Сидим где-нибудь на даче, в беседке под яблоней, в карты режемся, вдруг он на жену как гаркнет: «Почему у тебя ребенок босиком бегает?» У нее! Босиком! Их общий ребенок! В общем, есть пока еще над чем работать.
Давным-давно я была на Сицилии, и как-то на пляже стала свидетельницей незабываемой картины. Толстая итальянская мама с алыми губами, увешанная золотыми цепочками и браслетами, сидела под зонтиком и без конца трещала по телефону. Рядом в песке возились трое детей и муж. Они строили песочные замки, носили детским ведерком воду из моря, выкладывали из гальки дорожки, бегали в догонялки, прыгали через волны. Два часа подряд итальянский отец с нескрываемым удовольствием играл с детьми, пока мать болтала по телефону. Забыла сказать, этот супер-папа был еще и красив как бог: загорелая мускулистая фигура, белоснежная улыбка. Наверное, кто-то подумает: как же повезло тем итальянским детям! А я вам скажу: как же повезло той итальянской женщине!