Если вас удивляют такие сочетания, как Андрей Маринович или Анастасия Раисовна, то не спешите с выводами. Некоторые мамы наоборот настаивают на том, чтобы присвоить ребенку не отчество по имени отца, который самоустранился от воспитания своего наследника, а матчество (матроним) — по имени матери, которая в одиночку справляется со всеми заботами.
И несмотря на то, что большинство народов мира определяет род человека патрилинейно — по отцу, традиция указывать в имени младенца имя его матери имеет тысячелетнюю историю. Иногда подобные прецеденты случаются и в современном обществе.
Например, в Киргизии теперь официально разрешено выбирать матроним как второе имя, правда, только после совершеннолетия. Такое решение принял Конституционный суд Республики,
До 18 лет у ребенка остается отчество, поскольку «матчество в традиционном обществе может повлечь за собой буллинг (травлю)». А после наступления совершеннолетия гражданин, «который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, должен иметь права выбора между отчеством и матчеством», — говорится в пояснении к судебному решению.
Бастарды и королевские наследники
Сейчас принято считать, что материнское имя раньше получали внебрачные дети. Но это не совсем так. Во времена Средневековья в Европе присвоение матронима вместо патронима было обычной практикой. Женское отчество давали ребенку в нескольких случаях: если младенец рождался после гибели отца; если родитель был чужестранцем, а его имя труднопроизносимым для местного диалекта или неблагозвучным; если мать принадлежала к знатному роду. Например, датский конунг Свен Эстридсен — «сын Эстрид», или брат английского короля Генриха II Гильом Анжуйский — в Англии он был известен как Вильям, сын императрицы.
В Германии у детей вторым именем указывалось имя матери или бабушки: Эрих Мария Ремарк. Матронимы встречались и встречаются в еврейской традиции, об этом говорит частица бат (дочь): Михаль бат-Лея — Михаль дочь Леи. До сих пор материнское имя дают младенцам в Ирландии, Исландии, Индонезии, на Филиппинах. А в Испании и странах Латинской Америки ребенок наследует сразу две фамилии: мамы и папы.
Катюшин, Варварин и любовницы Анастасии
Для России примеры присвоения ребенку матчества — всегда были исключением из правил. Чаще всего матронимы указывали на незаконное происхождение ребенка. Известная история про Олега Настасьича, сына галицкого князя Ярослава Осмомысла и его «любовницы Анастасии» записана в Ипатьевской летописи под 1187 годом.
А в списках XV–XVI веков встречаются: «Дмитрий сын Марфин, Новгородский боярин», «Васко Варварин, крестьянин»; «Данило Катюшин, крестьянин». Но это единичные упоминания. В патриархальном обществе даже отчество было не у всех и считалось привилегией знати, не говоря уже про матчество. Зато отголоски матронимов можно усмотреть в некоторых фамилиях: Маринин, Марфин, Катин, Аннушкин, Надеждин, Матренин.
За последние годы в России было зарегистрировано несколько случаев регистрации матчества, и то, потому что у женских имен нашлись мужские созвучные варианты: так, дочь Марии стала Марьевной, потому что в словарях есть мужское имя латинского происхождения Марий, а появление матронима Юльевна можно объяснить мужским именем Юлий.
А как по закону?
В нашей стране присвоение отчества регламентируется статьей 18 Семейного кодекса. В ней сказано, что оно указывается по имени отца. Но есть нюанс: отчество ребенка записывается по имени отца (п.4), если иное не основано на национальном обычаи субъектов РФ. То есть субъект России своими локальными нормативно-правовыми актами, основанным на национальных особенностях и обычаях, имеет другие правила в части определения отчества.
Однако я таких локальных нормативных актов в части признания матчества не знаю. На мой взгляд, это будет противоречить кодексу, потому что такого понятие, как «матчество», просто нет.
Отчество записывают в акт рождения, даже если женщина не состоит в браке с отцом ребенка. Мать может указать его имя или любое иное, но оно должно быть производным от мужского имени.
При этом закон разрешает после 18 лет самостоятельно определяться с выбором с имени и фамилии и менять их. Теоретически поменять отчество на некое имя собственное, образованное от имени матери, можно. Если совершеннолетний человек захотел поменять свое отчество, он может обратиться с заявлением в ЗАГС, но действует все те же ограничения. При выборе женского имени специалисты скорее всего откажут в регистрации, потому что в законе не существует понятия «матчество».
Отказ органов ЗАГС должны выдать в письменном виде, чтобы его можно было обжаловать в судебном порядке. Решение принимается после лингвистической экспертизы. Если речь идет именно о матрониме, то аргументом в защиту своей позиции будет аналогичное мужское имя.
Чью фамилию дать ребенку — отца или матери — решают сами родители. По желанию можно сделать двойную (она пишется через дефис) и определить, чья фамилия будет первой. Если родители не могут договориться, какую фамилию ребенку указать в свидетельстве о рождении ребенка, нужно обращаться в органы опеки и попечительства.
А как вы думаете, если бы детям давали не отчество, а матчество, какое имя было бы самым красивым?
- 19.6%Марьевна/Марьевич
- 2.2%Анновна/Аннович
- 6.7%Софиевна/Софиевич
- 8.9%Юлиевна/Юлиевич
- 5.6%Мариновна/Маринович
- 7.3%Еленовна/Еленович
- 8.9%Анастасиевна/Анастасиевич
- 9.5%Татьяновна/Татьянович
- 13.4%Дарьевна/Дарьевич
- 17.9%Натальевна/Натальевич