Не будем никого обманывать: безусловно, рождение еще одного ребенка — это трудный выбор и с точки зрения карьеры, и с точки зрения личной жизни. И потом, при упоминании о втором малыше подруги, мама или даже муж (а то и все вместе) начинают причитать: «Что ты делаешь?! Ты увидишь, это ад!» Это если не принимать в расчет ваши собственные страхи и сомнения… Конечно, с появлением младенца хрупкое равновесие между материнством, личными интересами, семейными отношениями будет нарушено: все надо будет выстраивать заново. И не раз посещает мысль: активно работать, поддерживать в порядке дом и растить двоих детей — неужели это действительно возможно? Разумеется! Но тут есть свои «но».
Современные работодатели изо всех сил делают вид, что женщины не могут быть мамами. То есть они не смеют, конечно, вслух заявлять о том, что место женщины на кухне, но их поведение подразумевает: молодой матери лучше оставаться дома — так будет лучше для всех, включая ребенка. Как справиться с такой позицией, как переубедить начальство? Опытные матери настроены воинственно.
«Не надо самообольщаться, реальность сурова. Будь вы мамой одного, двух или трех детей, надо встречать ее с открытым забралом», — говорит 34-летняя Анна, мама двух малышей, работающая в крупной инвестиционной компании. Что ж, будем встречать! Перед вами 5 ступеней на пути к успешной карьере и здоровой семье.
Подготовить почву перед родами
Все мамы знают: в офисе правят архаизмы и стереотипы, которые сильно усложняют работу. Чтобы быть уверенной в своем работодателе, лучше играть по-честному. Известие о вашей беременности должно достигнуть ушей вашего босса раньше, чем всех остальных: начальники испытывают ужас при мысли, что узнают последними то, что все уже знают. И потом, надо подготовить работодателя к тому, что вы уходите в декрет, чтобы он успел продумать свою линию поведения и найти вам замену (если, конечно, вы не собираетесь отправиться в офис прямиком из роддома, что тоже случается).
Чтобы уход в декрет прошел гладко, устройте небольшой праздник для коллег: во-первых, так вы оставите о себе хорошую память, а во-вторых, сможете напомнить, если у кого возникают сомнения, что да, вы скоро вернетесь в строй — пускай соперники знают, что вас рано списывать со счетов. И в любом случае постарайтесь сделать так, чтобы регулярно получать новости из офиса: организуйте пересылку корпоративной почты, договоритесь с подругой-коллегой, что будете позванивать. Если вы уходите в декрет на короткий срок, не оставляйте после себя девственно чистый стол: так вы создадите впечатление невидимого присутствия.
Матери, а особенно матери двоих детей, очень организованны и умеют ценить время, как никто другой.
Вообще со вторым ребенком помогает опыт. Вы уже все это проходили и на собственном опыте убедились, что профессиональная жизнь после родов не кончается, раз вы смогли один раз адаптироваться в офисе после декрета. И работодатели этот опыт тоже ценят: если до первых родов вы работали там же, то себя уже показали, а если нет — все равно из резюме видно, что после рождения ребенка вы вполне «реабилитировались» как профессионал. Но в глубине души, увы, большинство начальников убеждены: женщина в декрете — это сбитый летчик, потерянный работник, на нее (и на ее возвращение) мало кто рассчитывает.
«Мне повезло: после рождения Маши так удачно сложилось, все наши режимы прекрасно согласовались, правда, поначалу пришлось, конечно, проявить чудеса акробатики. Но стать мамой во второй раз — в этом есть свои преимущества: я чувствовала себя спокойнее, меньше нервничала и дергалась. Но, конечно, изменения были: например, я уже не могла, как раньше, за полчаса собраться и выехать на объект (я — дизайнер интерьеров). К счастью, у меня есть возможность нанять помощницу по хозяйству, поэтому все свободное от работы время посвящено дочкам. Когда приходится улетать в командировку, стараюсь взять билет на самый ранний рейс — чтобы побыть дома побольше. Хотя, конечно, я понимаю, что дочки все равно будут упрекать меня за что-нибудь: родительское собрание пропустила, на утренник не сходила и так далее — они ревнуют к работе и хотели бы видеть меня дома все время. Но тем не менее я уверена: я строю свою жизнь так, как лучше всего для меня».
Анна, мама 10-летней Алисы и 4-летней Маши
Продумать режим до мелочей
Самый страшный недостаток матери в глазах работодателя — это отгулы, больничные и просьбы отпустить пораньше. А когда ребенка два, то риск насморков, ангин и недоразумений с нянями возрастает вдвое. И если быт не налажен, то в два раза чаще приходится прибегать к разным шатким конструкциям вроде «до пяти дети посидят с бабушкой, а потом возвращается с работы муж, а потом…»
Так что если вы решаете выйти из отпуска по уходу за ребенком, то надо продумать дневное расписание так, чтобы избежать «перекидывания» детей из рук в руки, иначе вы не сможете работать с полной отдачей, а это не понравится никому, даже самому лояльному начальству. Если найти того, кто будет безотлучно с детьми, не удается, лучше вообще отодвинуть сроки выхода на работу. Это может огорчить, но приходится выбирать стабильность: нет ничего важнее в данный момент для вас, ваших детей — и вашей для карьеры тоже.
Не отказываться от своих амбиций
Когда вы вышли на работу, начинается настоящая битва. Битва за время — именно его вам будет не хватать больше всего. Особенно сомнительно прозвучат ваши робкие пожелания не просто ходить на работу, а по-настоящему заняться своей карьерой. Сверхурочные, командировки… А почему бы и нет? Да и семейному бюджету, «пострадавшему» от вашего сидения дома, такое рвение пошло бы на пользу. Так что, в ваших силах внушить домашним: у вас есть профессиональные амбиции, и вы не собираетесь навсегда отказываться от них ради семьи.
Самое важное для работающей мамы — постоянно чувствовать поддержку близких людей и коллег.
Но бывает и по-другому: вы готовы потрудиться на славу, но не хотите приносить в жертву процветанию фирмы детей и мужа. Тогда ничего не остается, как внушать начальству: я не смогу остаться на три лишних часа, но могу поработать дома — а работаю я как зверь! Конечно, если мы считаем, что начальство требует слишком многого, можно и возмутиться. Но, отказываясь от дополнительной работы, мы отказываемся от премий, повышений и прочих бонусов…
Еще один совет: избегайте изливать душу на работе — оставьте материнские проблемы (а они всегда есть) при себе. Мало того что это, как и любые частые жалобы, нервирует коллег, так еще и может ударить по вам с неожиданной стороны: женщина, которая признается, что не в состоянии справиться со своими детьми, расценивается как человек, не способный преодолеть трудности и в профессиональной сфере.
«Мне нужно и то, и другое: и семья, и работа. Поэтому наша жизнь основывается на железной организации. И, конечно, я бы не справилась без своих замечательных помощников: родителей и няни — на них я могу рассчитывать стопроцентно. Когда рождается первый ребенок, вы во власти эмоций, а со вторым подходите ко всему более трезво и практично. Вы меньше прислушиваетесь к себе, у вас меньше времени, чтобы подумать о чем-то — и это не всегда плохо! Что я могла бы посоветовать, так это придумать какие-нибудь мелкие хитрости: они, конечно, не решают проблем, но позволяют меньше обвинять себя. Например, утром я поднимаю всех домочадцев на полчаса раньше: мы вместе завтракаем, смеемся, обсуждаем что-то, и есть время одеться спокойно. И надо постараться сделать так, чтобы работа не поглотила все ваши мысли: когда я играю со своими мальчишками, я здесь, я с ними — и ни с кем больше!»
Валерия, мама 5-летнего Георгия и 3-летнего Вити
Показать свои преимущества
Признавая, что у молодой матери могут возникать неожиданные препятствия, мешающие ударному труду, не переусердствуйте в самоуничижении. Всегда помните: вы — опытный специалист, профессионал, вы знаете свою работу так же хорошо, как своих детей! В общем, мы не должны краснеть от своей компетенции. Примеры женщин, которые работают, растят детей (двоих, а то и троих) и добиваются высоких постов, должны вас вдохновлять — наверняка среди ваших знакомых есть такие. А уж то, что нам, женщинам, все по плечу, вы и сами прекрасно знаете!
Строить планы на будущее
«Я категорически не хотела брать няню для сына. Дорого, во-первых, а во-вторых, хотелось отдать его в коллектив — но места в саду не нашлось. Пришлось сидеть дома до четырех лет. Конечно, я понимаю, что это время вычеркнуто из моей профессиональной жизни, хотя в нем были свои прелести: я смогла, например, заняться воспитанием старшей дочери без стресса и жестких расписаний. И, конечно, я видела, как растет мой младший. Но, честно говоря, мне тяжело дался такой долгий „отпуск“: все-таки почти безвылазное сидение дома с двумя детьми очень утомительно. Думаю, женщины знают: никакая работа не сравнится по напряжению и ответственности с материнскими хлопотами. Я сгорала от нетерпения и, как только нашлось место в саду для младшего, не то что вышла — выбежала на работу!»
Ольга, мама 9-летней Лилии и 6-летнего Сережи
Одно можно сказать точно: чем старше дети, тем меньше у работающей матери мелких ежедневных стрессов. Четкий режим, упорядоченный график — это позволяет хоть немного разгрузить себя. Дети едят сами, одеваются сами, у них своя жизнь, свои подружки и друзья, свои занятия — можно, наконец, задержаться на работе со спокойной душой, не дергаясь каждую минуту.
Конечно, иногда и 12-летний ребенок ехидно сообщит, что Петина мама ждет сына на выходе из школы с горячим обедом, а вы-то еле-еле поспеваете к ужину, — но вряд ли вы испытываете такое же чувство вины, как с малышом. Наконец, когда дети подрастают, им становится легче объяснить, в чем состоит наша работа, в чем ее проблемы, трудности, но, конечно, и радости и преимущества. Ребенку трудно понять, почему мама покидает его каждый день ради работы, которую с трудом выносит, а вот если это происходит ради ответственной и любимой работы, ему легче смириться с вашим отсутствием и начать… гордиться вами!
Больше полезных материалов для мам с маленькими детьми — в нашем канале на