Какие способности и возможности интеллекта есть у ребенка — ответы на эти вопросы нужны мамам и папам не только для того, чтобы потешить свое самолюбие, а в самом практичном смысле.
Например, у родителей есть желание отдать сына в школу с 6 лет, но ребенок еще не готов по многим параметрам к учебной программе. В школе ему будет трудно освоить большой поток информации, снизится успеваемость, и, как следствие, пропадет желание учиться.
В норме ребенок 4-7 лет может:
хорошо запоминать 10 простых слов;
классифицировать предметы;
знать времена года и суток;
находить сходства и различия предметов;
понимать обращенную к нему речь;
уметь описать предмет;
складывать разрезанную на 3-6 частей картинку и т.д.
Все эти навыки и умения описывают портрет гармонично развитого ребенка. Гармонично развитый ребенок дошкольного возраста будет легче переносить процесс адаптации к школе и в дальнейшем не испытывает серьезных проблем в процессе получения знаний.
Какие навыки нужны для учебы в школе?
Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходимо обладать несколькими так называемыми психическими новообразованиями, которые закладываются именно на этапе дошкольного детства (в 4-7 лет):
рефлексирование — умение оценивать себя и свою деятельность;
прогнозирование — умение представить последствия своих действий;
умение определять время и пространство — это позволит ребенку правильно ориентироваться в окружающем мире.
Вышеперечисленные качества формируются на стыке таких познавательных процессов, как память, мышление и воображение. Эти познавательные процессы занимают ведущее место в процессе формирования психики ребенка дошкольного возраста. Поэтому родителям детей от 4 до 7 лет необходимо обратить внимание на развитие перечисленных познавательных процессов.
Как оценить способности ребенка
Чтобы определить уровень развития памяти, мышления и воображения дошколенка без помощи профессиональных педагогов или психологов, можно использовать доступные и не требующие специальной подготовки методики.
диагностика памяти — «Запомни 10 слов»;
диагностика мышления — методика «Самое непохожее» Леонида Венгера;
диагностика воображения — «Дорисуй фигуру».
Кратко опишем порядок действий для каждого упражнения.
Диагностика памяти
Развитие памяти проверяется упражнением, в котором взрослый называет слова, а ребенок должен постараться их запомнить. Для этого выберите тихое место в доме, чтобы ничего и никто не отвлекали маленького ученика от мыслительного процесса.
Совет родителям: для метода «Запомни 10 слов» необходимо подбирать простые слова, те, которые часто употребляются ребенком или вами в повседневной жизни.
Известный психолог Александр Лурией предложил такой список слов (можно использовать эти слова либо подобрать свои):
лес,
хлеб,
окно,
стул,
вода,
конь,
гриб,
игла,
мед,
огонь.
Проговорите 10 слов и попросите ребенка повторить их. Запишите, сколько он вспомнил. Затем можно повторить слова 5-6 раз, пока ребенок их не запомнит, и через час проверить снова, но без вашего напоминания списка. Это несложное занятие даст вам представление о том, насколько хорошо ребенок запоминает простые слова, нужно ли с ним заниматься в этом направлении, развивая память.
Диагностика мышления
Для оценки уровня развития мышления можно использовать методику «Самое непохожее» Венгера. Для этого понадобится предложенная им иллюстрация.
После того как ребенок увидел перед собой картинку и внимательно ее рассмотрел, взрослый спрашивает: «Чем отличаются эти фигуры?».
Ребенок должен назвать все отличительные признаки — цвет, форму и величину. Если малыш испытывает трудности, то ему необходимо помочь наводящими вопросами найти правильный ответ.
Затем родитель мама или папа, занимающийся с малышом, показывает на любую изображенную фигуру и просит найти к ней пару — самую непохожую. Задание стоит повторить 2-3 раза. Если при его выполнении ребенок испытывает трудности, возможно, ему необходима помощь, и следует позаниматься с ним, используя похожие задания, объясняя принцип их решения.
Диагностика воображения
Выявляя уровень развития воображения, родителям нужно обратить внимание на задания, основанные на принципе «дорисовывания».
Такие упражнения воспринимаются детьми 4-7 лет легче, чем те, в которых нужно что-то рассказать или описать. Дело в том, что у дошкольников речь еще только развивается, и им не всегда хватает словарного запаса для ответа.
Что выбрать за основу рисунка? Можно предложить малышу пофантазировать и дорисовать форму, похожую на фасольку, ему это будет понятно.
Ребенок должен сделать несколько вариантов «эскиза», пока ему не надоест, главное — чтобы он пробовал сделать разные варианты, а не копировал предыдущие.
Чем больше вариантов нарисует юный художник, тем лучше у него развито воображение. В случае возникновения трудностей, взрослый должен помочь малышу и вместе нарисовать несколько вариантов.
Важно!
Существует много самых разных методик по выявлению уровня развития ребенка дошкольного возраста, но их необходимо использовать только как помощь, а не как инструмент, позволяющий ставить диагнозы.
На результат такого тестирования дошкольника влияет много факторов: его желание выполнять задания в данный момент, и настроение, и самочувствие и т.д.